ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ТРЕБУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

УДК 342.9

Эксплуатация интеллектуальных зданий

требует профессиональной трансформации

Чернышев Л. Н., проф., д-р техн. наук

Национальный Совет по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ

Публикация начинается с цитаты основателя кибернетики Норберта Винера «Не за горами день, когда окружающие нас вещи научатся думать и станут много более полезны обществу» (1949), которая отражает футуристические надежды, которые при современных технических возможностях вполне можно реализовать для чего необходимо совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере ЖКХ.

Ключевые слова: интеллектуальные здания, «умный дом», квалификация персонала, кадровая политика, цифровизация, профессиональная трансформация

 

Введение. Вопросы экономии энергетических ресурсов и затрат при эксплуатации жилых и общественных зданий, безопасного пребывания в них граждан становятся насущной проблемой собственников жилой и коммерческой недвижимости.

Основным фактором возникновения этих проблем является, в том числе, несовершенство системы организации и осуществления мер по содержанию и обслуживанию ограждающих конструкций и инженерных систем зданий, а также недостаточный уровень квалификации производственного и инженерно-технического персонала организаций, осуществляющих управление и эксплуатацию зданий.

Интеллектуальное здание или «умный дом». В 1970-е годы «Институт Интеллектуальных Зданий» (США) впервые сделал попытку решить эту проблему путем создания «…зданий, позволяющих продуктивно и эффективно использовать рабочее пространство…». Для этого проектировщики и строители переложили управление всеми техническими системами «на плечи» современных технологий. Освещение, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, электро- и водоснабжение, работа различных приборов и оборудования (в том числе бытовых), видеонаблюдение, сигнализация – все это должно было управляться автоматически.

Более того, в таких зданиях стали применять инженерно-технические решения, обеспечивающие альтернативное получение тепловой и электрической энергии (солнечные батареи, тепловые насосы, оборудование по рекуперации тепла в вентиляционных каналах и системах канализации здания и другие). Таким образом, был дан старт интеллектуальному методу управления жилыми и общественными зданиями, основанному на новых идеях в теории управления, с использованием современных аппаратных и программных средств компьютерной техники. Впоследствии такие здания стали называться «умными», «энергоэффективными», «интеллектуальными», «цифровыми».

Практика строительства таких зданий (жилых и общественных) приобретает популярность не только за рубежом, но и в регионах России. В настоящее время реализуется ряд проектов по оснащению административных и коммерческих зданий автоматизированными системами управления. Примерами могут служить офисные здания в Москве: ОАО «Российские железные дороги», ТНК-ВР, бизнес-центр «Царев Сад», ВГТРК, Московский Художественный театр имени Горького, Ледовый комплекс «Крылатское», а также Константиновский дворец в Санкт-Петербурге и другие. Жилые здания (многоквартирные и индивидуальные) оснащенные интеллектуальными системами и энергосберегающим оборудованием есть уже в каждом регионе России.

Базовым принципом функционирования таких зданий является синергетическое объединение всех элементов автоматизированных систем контроля, учета и регулирования, а также информационных потоков, которое в итоге и обеспечивает экономию энергетических ресурсов и затрат при эксплуатации зданий, а также безопасное пребывания в них граждан. Преимущества интеллектуальных зданий очевидны. Система «умных домов» экономит до 10–18% электроэнергии, увеличивает производительность выполняемых работ на 5–8%, позволяет значительно повышать комфорт и безопасность, снижать негативное воздействие на окружающую среду.

При этом затраты на электроэнергию сокращаются на 15–20%, эксплуатационные расходы здания снижаются до 30%, а затраты на ремонт уменьшаются почти вдвое. Например, для бизнес-центра площадью около 50 000 квадратных метров экономия на ежегодных коммунальных расходах в Москве может составить около 70 миллионов рублей.

Автоматизация значительно упрощает процесс организации технической эксплуатации таких объектов. В данном случае достаточно одного диспетчера на здание. Но при этом требуется наличие высококвалифицированного и мотивированного персонала, который владеет интегральным пониманием специфики функционирования таких зданий и способен осуществлять эффективное обслуживание эле- ментов интеллектуальных систем и оборудования здания.

Кадры и образование: состояние и перспективы. Управлять «умным» домом сможет только квалифицированный персонал. Тем не менее, работающие сегодня на большинстве предприятий ЖКХ специалисты не обладают квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов, знания, навыки и умения в которых при- ведены в соответствие с современным уровнем развития техники и технологии в отрасли и включают элементы цифровизации управленческих, производственных и технологических процессов

Как правило, персонал таких организаций пользуется архаичным арсеналом инструментов, оборудования и технологий производства работ, поскольку со стороны работодателя отсутствует спрос на специалистов, владеющих современными приемами и методами организации труда.

В свою очередь, учреждения образования, за редким исключением, не имеют возможности наладить прямого контакта с организациями в ЖКХ, работающими по современным технологиям, и продолжают готовить кадры по заведомо устаревшим программам. Именно эти обстоятельства порождают сегодняшнюю ситуацию в отраслевой кадровой сфере.

Уровень сегодняшнего образования в ЖКХ недостаточен, чтобы покрыть растущий спрос на квалифицированный персонал, способный управлять сервисным обслуживанием на основе комплексной системы пространственных данных и технологии беспроводной связи обеспечивающих:

– интегрированный учет технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем;

– автоматизацию документооборота;

– развитие электронных каналов взаимодействия с субъектами взаимоотношений при производстве и потреблении жилищно-коммунальных ресурсов и услуг.

Кадровое обеспечение сферы управления жилыми и общественными зданиями в настоящее время обеспечивается в основном за счет обучающихся по направлению подготовки «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», по укрупненной группе «Наука об обществе» – 38.03.10 (бакалавр) и 38.04.10 (магистр), которые соответствуют действующему федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Профессиональная деятельность выпускника, освоившего программу бакалавриата, возможна в следующих областях:

– управление жилищным фондом, эксплуатация и обслуживание, мониторинг технического состояния общественных и гражданских объектов;

– капитальный ремонт, общего имущества многоквартирных домов, модернизация и реконструкция общественных и гражданских объектов;

– эксплуатация, ремонт и обслуживание централизованных сетей ресурсоснабжающих организаций;

– эксплуатация, ремонт, благоустройство городских дорог и территорий общего пользования;

–  предпринимательская  деятельность  и управление производственной деятельностью в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

– жилые, общественные и административные здания;

– конструктивные элементы, внутридомовые инженерные системы гражданских зданий;

– централизованные сети и системы инженерно-технического обеспечения коммунальными ресурсами;

– городские дороги и территории общего пользования.

В образовательной программе бакалавра по этому направлению подготовки, учитывая, что но находится в укрупненной группе «Наука об обществе», обязательная (базовая) часть

программы, перечень компетенций, а также показатели их достижения включает в основном общекультурные и общепрофессиональные дисциплины (гуманитарные, социальные, экономические, математические, естественнонаучные и общетехнические).

Более того, в действующих учебных планах до 30 % объема базовой части составляют дисциплины, которые связанны в основном с управлением многоквартирными домами. Специальные дисциплины по профилю «коммунальная инфраструктура» представлены в вариативной части программы, что явно недостаточно.

К примеру, такая важная для сегодняшних студентов дисциплина как «Автоматизация систем управления и эксплуатации объектов ЖКХ», которая должна обеспечивать компетенции в области использования цифровых и интеллектуальных технологий и оборудования  на объектах ЖКХ, в объеме вариативной части подготовки бакалавра занимает всего 3%, а в общем объеме программы менее 1%, что неизбежно вызывает невозможность передачи всех необходимых знаний, навыков и умений обучающимся для реализации их по этому направлению деятельности.

В то же время, отсутствие подготовленного производственного и инженерно-технического персонала, владеющего компетенциями, позволяющими эксплуатировать здания, которые построены с использованием современных материалов, технологий и оборудования (в том числе интеллектуальные), не позволяет в полной мере реализовать преимущества этих зданий.

Изменение сложившейся практики подготовки специалистов Экономия ресурсов и затрат, сохранение эксплуатационных характеристик здания, безопасность находящихся в них людей достигается в таких зданиях за счет своевременного извлечения и обработки информации получаемой в процессе обслуживания конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования.

Эти процессы осуществляются производственным и инженерно-техническим персоналом организации эксплуатирующей здания в фоновом режиме, незаметном для граждан, проживающих в многоквартирных домах или находящихся в общественных  зданиях.  Но данные процессы имеют большое значение для управляющей организации и собственников недвижимости, так как от их эффективности напрямую зависит сохранение эксплуатационных характеристик здания.

Работы, проводимые в фоновом режиме, имеют еще одну особенность, их результаты носят «отложенный» характер, они будут очевидны не сразу, а через определенный период времени. Что касается зданий и сооружений, такой период может измеряться годами, а то и десятилетиями. А для инженерных сетей и оборудования – это месяцы или годы.

Таким образом, своевременно и квалифицированно выполненные работы со временем приведут к сохранности, а порой и к повышению технических характеристик зданий и инженерных систем, а несвоевременное и не квалифицированное выполнение работ приводит к преждевременному износу и аварийности здания и его инженерных систем.

В настоящее время изменение сложившейся практики подготовки специалистов для сферы ЖКХ возможно в рамках реализации национального проекта «Национальная система профессиональных квалификаций», утвержденного Указом Президента Российской Федерации в апреле 2014 года, который предлагает профессиональному и образовательному сообществу все необходимые инструменты для повышения уровня квалификаций на рынке труда.

В частности, документом определено, что основные профессиональные образовательные программы (далее – ОПОП) должны разрабатываться в соответствии с требованиями к квалификации персонала организаций, сформулированными работодателями. Эта проблема решается двумя путями:

– разработкой и утверждением профессиональных стандартов по соответствующим областям деятельности в ЖКХ;

– приведением ОПОП в соответствие с требованиями квалификаций, изложенными в профессиональных стандартах.

Разработка и утверждение профессиональных стандартов. По первому направлению, в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, начиная с 2014 года, для работников сферы ЖКХ утверждено или находится в стадии утверждения в Минтруде России профессиональных стандарта. В том числе в сфере:

– управления и эксплуатации жилой и коммерческой недвижимости – 10;

– водоснабжения и водоотведения – 16;

– коммунальной тепло и электроэнергетики – 16;

– обращения отходов производства и потребления – 8;

– благоустройства и озеленения территорий – 2;

– похоронного дела – 1.

Начиная с 2019 года Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в ЖКХ ведет работу по разработке и актуализации отраслевых профессиональных стандартов в связи с активным использованием при строительстве и капитальном ремонте зданий современных (в том числе энергоэффективных) материалов, интеллектуальных технологий, систем и оборудования. Так в сфере водоснабжения и водоотведения:

– разработан профессиональный стандарт «Специалист по водным технологиям (акватроник)»;

–  актуализирован  профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода».

Их разработка и актуализация была связана с тем, что новые технологические приемы, автоматизация и цифровизация технологических процессов потребовали от персонала предприятий водоснабжения и водоотведения новых компетенций, знаний, навыков и умений.

Структура нового и актуализированного профессиональных стандартов была построена исходя из технологического управления процессом водоснабжения и водоотведения, как единого комплекса: сооружений; электромеханических, пневматических, гидравлических, электронных элементов; датчиков состояния внешней среды, и самого объекта, в том числе различной физической природы; источников энергии и исполнительных механизмов; средств компьютерной техники. Между всеми этими элементами осуществляется постоянный обмен энергией и информацией, они объединены общей системой автоматического управления, обладающей элементами искусственного интеллекта.

Это позволило объединить в профессиональных стандартах несколько видов деятельности по различным уровням квалификаций, что создало условия для разработки соответствующих ОПОП среднего профессионального и высшего (бакалавриат, магистратура) образования.

В сфере управления жилыми и общественными зданиями:

– разработан профессиональный стандарт «Специалист по управлению коммерческой недвижимость», который определяет компетенции специалистов занимающихся вопросами сопровождения, осуществления и реализации прав на все виды имущества коммерческой недвижимости на стадии инвестирования, владения (или эксплуатации), отчуждения, сноса, утилизации (или консервации), а также вопросами оперативного и стратегического управления такой недвижимостью, обеспечивающего сбалансированность объема обязательств управляющей организации с требованиями собственников недвижимости;

–  актуализированы  профессиональные стандарты: «Специалист по управлению многоквартирным домом»; «Специалист по эксплуатации многоквартирного дома» с новым названием «Специалист по эксплуатации гражданских зданий»; «Специалист по управлению жилищным фондом» с новым названием «Специалист по эксплуатации интеллектуальных систем зданий».

Их актуализация была связана с внедрением комплексной системы пространственных данных и технологии беспроводной связи для интегрированного учета технического состояния жилых и общественных зданий, обеспечивающей автоматизацию технологического документооборота, снижение влияния «человеческого фактора» в случаях аварий и чрезвычайных ситуаций.

Квалификационные требования, изложенные в трудовых функциях профессиональных стандартов, позволяют специалистам обеспечить внедрение и функционирование интеллектуальных систем зданий:

– систем учета, контроля и регулирования качества коммунальных услуг;

– автоматизированных систем мониторинга и регулирования технического состояния элементов и помещений зданий;

– автоматизированных систем управления зданиями;

– интерактивных каналов взаимодействия с потребителями;

– обеспечения безопасности и комфортности проживания (пребывания) граждан.

Приведение образовательных программ в соответствие с требованиями квалификаций. В рамках второго направления при решении проблемы разработки ОПОП (основные профессиональные образовательные программы), требования к квалификации работников соответствующих уровней квалификации (от 2-го до 7-го), изложенные в отраслевых профессиональных стандартах, в соответствии с федеральным законом «Об образовании», должны быть совмещены со структурой и содержанием дисциплин ОПОП, освоение которых позволит получить студентам необходимые компетенции в соответствующей области деятельности и быть востребованными на рынке труда в сфере ЖКХ.

Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ ведет эту работу совместно с соответствующими федеральными учебно-методическими объединениями (далее – ФУМО) СПО и ВО с 2017 года. За это время актуализированы ФГОС из 4 укрупненных групп образования – «Математика и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Науки об обществе»:

– в сфере среднего профессионального образования — 17 ФГОС, в том числе: 08.01.10

«Мастер  жилищно-коммунального  хозяйства»; 08.02.11 «Управление, эксплуатация и  обслуживание  многоквартирного  дома»; 13.02.01 «Тепловые электрические станции»; 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»; 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 20.02.03 «Природоохранное обустройство территорий»; 35. 01. 19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»; 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» и другие;

– в сфере высшего образования – 23 ФГОС, в том числе: 05.03.06 «Экология и природопользование»; 06.03.02 «Почвоведение»; 08.03.01 «Строительство (бакалавр)»; 08.04.01 «Строительство (магистр)»; 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»; 15.03.02 «Технологические машины и оборудование»; 20.03.01 «Техносферная безопасность и при-родопользование»;  20.03.02 «Природообустройство  и  водопользование»;  35.03.10 «Ландшафтная архитектура»; 38.03.10 «Жилищное  хозяйство  и  коммунальная  инфра-структура»; 43.03.01 «Сервис жилищного фон-да и коммунальной инфраструктуры» и другие.

Таким образом, имеющийся опыт проведения этой работы свидетельствует о том, что область деятельности в ЖКХ отнесена к различным укрупненным группам образования, направлениям подготовки, профилям и модулям образования. Вся эта «китайская грамота» не позволяет абитуриенту понять свою образовательную траекторию и перспективу развития своего карьерного роста в ЖКХ.

По мнению профессора Национального исследовательского Московского строительного университета (далее НИУ МГСУ) Е.А. Короля, должна быть разработана компетентностная модель выпускника учебного заведения, как среднего, так и высшего уровней образования, которая может быть сформирована на основе требований отраслевых профессиональных стандартов.

Таблица

Модули образования
СПО ВО (бакалавриат) ВО (магистратура)
Обслуживание зданий

и сооружений

Капитальный ремонт объектов ЖКХ Организация технической

эксплуатации объектов ЖКХ

Санитарное содержание и

управление отходами

Информационные технологии при эксплуатации зданий и сооружений
Сервисное обслуживание инженерных систем зданий Техническая эксплуатация объектов коммунальной инфраструктуры
Ценообразование в ЖКХ Тарифное регулирование в ЖКХ
Эксплуатация много

квартирных домов

Техническая эксплуатация зданий Управление жилищным фондом
Благоустройство и содержание

застроенных территорий

Организация эксплуатации и

обслуживания застроенных

территорий

 

В целях решения задачи, связанной с созданием бесшовной системы отраслевого образования, СПК ЖКХ ведет работу:

– с Минобрнауки России по перемещению образовательного направления «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» из укрупненной группы «Перечня специальностей  и направлений подготовки высшего образования» — «Наука об обществе» в укрупненную группу «Инженерное дело, технологии и технические науки»;

– с Минпросвещения России по изменению существующего наименования ФГОС СПО на  формулировку  «Жилищное  хозяйство  и коммунальная инфраструктура».

Предлагаемое название ФГОС СПО является более широким по сравнению с существующим названием, поскольку отражает не отдельные виды деятельности, а область профессиональной деятельности. Подобная унификация в формулировках названий ФГОС СПО и ВО позволит расширить перечень образовательных программ всех уровней подготовки и выстраивать обучающимся более разнообразную траекторию профессионального развития.

Заключение. Все вышеизложенное позволит не только выстроить последовательную цепочку непрерывного (бесшовного) профессионального образования, плавно переходящего (по набору дисциплин, объему полученных знаний, навыков и умений) от среднего профессионального образования к высшему (бакалавриат и дальше магистратура), и обеспечить потребности рынка труда в жилищно-коммунальной сфере специалистами различного уровня квалификации, соответствующими современным требованиям организации труда и технологиям производства (см. таблицу), но и оптимизировать усилия граждан в получении необходимого уровня образования, а государству затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы ЖКХ.

 

Статья рекомендована главным редактором проф. Шалобаевым Е.В. по направлению жизнеобеспечения.

Автор – первый зам. пред. Совета по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ РФ. Имеет большой опыт в данной сфере – ранее зам. пред. Госстроя России, пом. министра промышленности и энергетики РФ по вопросам строительства и ЖКХ, директор Департамента строительства и ЖКХ Министерства регионального развития РФ, зам. пред. комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса (генерал-майор).

 

Оригинальная статья опубликована:

Чернышев Л.Н. Эксплуатация интеллектуальных зданий требует профессиональной трансформации // Коммунальный комплекс России № 11 (209), 2021. С.40-45.

Статья приводится с небольшими редакторскими правками.