УДК 342.9
Эксплуатация интеллектуальных зданий
требует профессиональной трансформации
Чернышев Л. Н., проф., д-р техн. наук
Национальный Совет по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ
Публикация начинается с цитаты основателя кибернетики Норберта Винера «Не за горами день, когда окружающие нас вещи научатся думать и станут много более полезны обществу» (1949), которая отражает футуристические надежды, которые при современных технических возможностях вполне можно реализовать для чего необходимо совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: интеллектуальные здания, «умный дом», квалификация персонала, кадровая политика, цифровизация, профессиональная трансформация
Введение. Вопросы экономии энергетических ресурсов и затрат при эксплуатации жилых и общественных зданий, безопасного пребывания в них граждан становятся насущной проблемой собственников жилой и коммерческой недвижимости.
Основным фактором возникновения этих проблем является, в том числе, несовершенство системы организации и осуществления мер по содержанию и обслуживанию ограждающих конструкций и инженерных систем зданий, а также недостаточный уровень квалификации производственного и инженерно-технического персонала организаций, осуществляющих управление и эксплуатацию зданий.
Интеллектуальное здание или «умный дом». В 1970-е годы «Институт Интеллектуальных Зданий» (США) впервые сделал попытку решить эту проблему путем создания «…зданий, позволяющих продуктивно и эффективно использовать рабочее пространство…». Для этого проектировщики и строители переложили управление всеми техническими системами «на плечи» современных технологий. Освещение, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, электро- и водоснабжение, работа различных приборов и оборудования (в том числе бытовых), видеонаблюдение, сигнализация – все это должно было управляться автоматически.
Более того, в таких зданиях стали применять инженерно-технические решения, обеспечивающие альтернативное получение тепловой и электрической энергии (солнечные батареи, тепловые насосы, оборудование по рекуперации тепла в вентиляционных каналах и системах канализации здания и другие). Таким образом, был дан старт интеллектуальному методу управления жилыми и общественными зданиями, основанному на новых идеях в теории управления, с использованием современных аппаратных и программных средств компьютерной техники. Впоследствии такие здания стали называться «умными», «энергоэффективными», «интеллектуальными», «цифровыми».
Практика строительства таких зданий (жилых и общественных) приобретает популярность не только за рубежом, но и в регионах России. В настоящее время реализуется ряд проектов по оснащению административных и коммерческих зданий автоматизированными системами управления. Примерами могут служить офисные здания в Москве: ОАО «Российские железные дороги», ТНК-ВР, бизнес-центр «Царев Сад», ВГТРК, Московский Художественный театр имени Горького, Ледовый комплекс «Крылатское», а также Константиновский дворец в Санкт-Петербурге и другие. Жилые здания (многоквартирные и индивидуальные) оснащенные интеллектуальными системами и энергосберегающим оборудованием есть уже в каждом регионе России.
Базовым принципом функционирования таких зданий является синергетическое объединение всех элементов автоматизированных систем контроля, учета и регулирования, а также информационных потоков, которое в итоге и обеспечивает экономию энергетических ресурсов и затрат при эксплуатации зданий, а также безопасное пребывания в них граждан. Преимущества интеллектуальных зданий очевидны. Система «умных домов» экономит до 10–18% электроэнергии, увеличивает производительность выполняемых работ на 5–8%, позволяет значительно повышать комфорт и безопасность, снижать негативное воздействие на окружающую среду.
При этом затраты на электроэнергию сокращаются на 15–20%, эксплуатационные расходы здания снижаются до 30%, а затраты на ремонт уменьшаются почти вдвое. Например, для бизнес-центра площадью около 50 000 квадратных метров экономия на ежегодных коммунальных расходах в Москве может составить около 70 миллионов рублей.
Автоматизация значительно упрощает процесс организации технической эксплуатации таких объектов. В данном случае достаточно одного диспетчера на здание. Но при этом требуется наличие высококвалифицированного и мотивированного персонала, который владеет интегральным пониманием специфики функционирования таких зданий и способен осуществлять эффективное обслуживание эле- ментов интеллектуальных систем и оборудования здания.
Кадры и образование: состояние и перспективы. Управлять «умным» домом сможет только квалифицированный персонал. Тем не менее, работающие сегодня на большинстве предприятий ЖКХ специалисты не обладают квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов, знания, навыки и умения в которых при- ведены в соответствие с современным уровнем развития техники и технологии в отрасли и включают элементы цифровизации управленческих, производственных и технологических процессов
Как правило, персонал таких организаций пользуется архаичным арсеналом инструментов, оборудования и технологий производства работ, поскольку со стороны работодателя отсутствует спрос на специалистов, владеющих современными приемами и методами организации труда.
В свою очередь, учреждения образования, за редким исключением, не имеют возможности наладить прямого контакта с организациями в ЖКХ, работающими по современным технологиям, и продолжают готовить кадры по заведомо устаревшим программам. Именно эти обстоятельства порождают сегодняшнюю ситуацию в отраслевой кадровой сфере.
Уровень сегодняшнего образования в ЖКХ недостаточен, чтобы покрыть растущий спрос на квалифицированный персонал, способный управлять сервисным обслуживанием на основе комплексной системы пространственных данных и технологии беспроводной связи обеспечивающих:
– интегрированный учет технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем;
– автоматизацию документооборота;
– развитие электронных каналов взаимодействия с субъектами взаимоотношений при производстве и потреблении жилищно-коммунальных ресурсов и услуг.
Кадровое обеспечение сферы управления жилыми и общественными зданиями в настоящее время обеспечивается в основном за счет обучающихся по направлению подготовки «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», по укрупненной группе «Наука об обществе» – 38.03.10 (бакалавр) и 38.04.10 (магистр), которые соответствуют действующему федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Профессиональная деятельность выпускника, освоившего программу бакалавриата, возможна в следующих областях:
– управление жилищным фондом, эксплуатация и обслуживание, мониторинг технического состояния общественных и гражданских объектов;
– капитальный ремонт, общего имущества многоквартирных домов, модернизация и реконструкция общественных и гражданских объектов;
– эксплуатация, ремонт и обслуживание централизованных сетей ресурсоснабжающих организаций;
– эксплуатация, ремонт, благоустройство городских дорог и территорий общего пользования;
– предпринимательская деятельность и управление производственной деятельностью в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
– жилые, общественные и административные здания;
– конструктивные элементы, внутридомовые инженерные системы гражданских зданий;
– централизованные сети и системы инженерно-технического обеспечения коммунальными ресурсами;
– городские дороги и территории общего пользования.
В образовательной программе бакалавра по этому направлению подготовки, учитывая, что но находится в укрупненной группе «Наука об обществе», обязательная (базовая) часть
программы, перечень компетенций, а также показатели их достижения включает в основном общекультурные и общепрофессиональные дисциплины (гуманитарные, социальные, экономические, математические, естественнонаучные и общетехнические).
Более того, в действующих учебных планах до 30 % объема базовой части составляют дисциплины, которые связанны в основном с управлением многоквартирными домами. Специальные дисциплины по профилю «коммунальная инфраструктура» представлены в вариативной части программы, что явно недостаточно.
К примеру, такая важная для сегодняшних студентов дисциплина как «Автоматизация систем управления и эксплуатации объектов ЖКХ», которая должна обеспечивать компетенции в области использования цифровых и интеллектуальных технологий и оборудования на объектах ЖКХ, в объеме вариативной части подготовки бакалавра занимает всего 3%, а в общем объеме программы менее 1%, что неизбежно вызывает невозможность передачи всех необходимых знаний, навыков и умений обучающимся для реализации их по этому направлению деятельности.
В то же время, отсутствие подготовленного производственного и инженерно-технического персонала, владеющего компетенциями, позволяющими эксплуатировать здания, которые построены с использованием современных материалов, технологий и оборудования (в том числе интеллектуальные), не позволяет в полной мере реализовать преимущества этих зданий.
Изменение сложившейся практики подготовки специалистов Экономия ресурсов и затрат, сохранение эксплуатационных характеристик здания, безопасность находящихся в них людей достигается в таких зданиях за счет своевременного извлечения и обработки информации получаемой в процессе обслуживания конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования.
Эти процессы осуществляются производственным и инженерно-техническим персоналом организации эксплуатирующей здания в фоновом режиме, незаметном для граждан, проживающих в многоквартирных домах или находящихся в общественных зданиях. Но данные процессы имеют большое значение для управляющей организации и собственников недвижимости, так как от их эффективности напрямую зависит сохранение эксплуатационных характеристик здания.
Работы, проводимые в фоновом режиме, имеют еще одну особенность, их результаты носят «отложенный» характер, они будут очевидны не сразу, а через определенный период времени. Что касается зданий и сооружений, такой период может измеряться годами, а то и десятилетиями. А для инженерных сетей и оборудования – это месяцы или годы.
Таким образом, своевременно и квалифицированно выполненные работы со временем приведут к сохранности, а порой и к повышению технических характеристик зданий и инженерных систем, а несвоевременное и не квалифицированное выполнение работ приводит к преждевременному износу и аварийности здания и его инженерных систем.
В настоящее время изменение сложившейся практики подготовки специалистов для сферы ЖКХ возможно в рамках реализации национального проекта «Национальная система профессиональных квалификаций», утвержденного Указом Президента Российской Федерации в апреле 2014 года, который предлагает профессиональному и образовательному сообществу все необходимые инструменты для повышения уровня квалификаций на рынке труда.
В частности, документом определено, что основные профессиональные образовательные программы (далее – ОПОП) должны разрабатываться в соответствии с требованиями к квалификации персонала организаций, сформулированными работодателями. Эта проблема решается двумя путями:
– разработкой и утверждением профессиональных стандартов по соответствующим областям деятельности в ЖКХ;
– приведением ОПОП в соответствие с требованиями квалификаций, изложенными в профессиональных стандартах.
Разработка и утверждение профессиональных стандартов. По первому направлению, в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, начиная с 2014 года, для работников сферы ЖКХ утверждено или находится в стадии утверждения в Минтруде России профессиональных стандарта. В том числе в сфере:
– управления и эксплуатации жилой и коммерческой недвижимости – 10;
– водоснабжения и водоотведения – 16;
– коммунальной тепло и электроэнергетики – 16;
– обращения отходов производства и потребления – 8;
– благоустройства и озеленения территорий – 2;
– похоронного дела – 1.
Начиная с 2019 года Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в ЖКХ ведет работу по разработке и актуализации отраслевых профессиональных стандартов в связи с активным использованием при строительстве и капитальном ремонте зданий современных (в том числе энергоэффективных) материалов, интеллектуальных технологий, систем и оборудования. Так в сфере водоснабжения и водоотведения:
– разработан профессиональный стандарт «Специалист по водным технологиям (акватроник)»;
– актуализирован профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода».
Их разработка и актуализация была связана с тем, что новые технологические приемы, автоматизация и цифровизация технологических процессов потребовали от персонала предприятий водоснабжения и водоотведения новых компетенций, знаний, навыков и умений.
Структура нового и актуализированного профессиональных стандартов была построена исходя из технологического управления процессом водоснабжения и водоотведения, как единого комплекса: сооружений; электромеханических, пневматических, гидравлических, электронных элементов; датчиков состояния внешней среды, и самого объекта, в том числе различной физической природы; источников энергии и исполнительных механизмов; средств компьютерной техники. Между всеми этими элементами осуществляется постоянный обмен энергией и информацией, они объединены общей системой автоматического управления, обладающей элементами искусственного интеллекта.
Это позволило объединить в профессиональных стандартах несколько видов деятельности по различным уровням квалификаций, что создало условия для разработки соответствующих ОПОП среднего профессионального и высшего (бакалавриат, магистратура) образования.
В сфере управления жилыми и общественными зданиями:
– разработан профессиональный стандарт «Специалист по управлению коммерческой недвижимость», который определяет компетенции специалистов занимающихся вопросами сопровождения, осуществления и реализации прав на все виды имущества коммерческой недвижимости на стадии инвестирования, владения (или эксплуатации), отчуждения, сноса, утилизации (или консервации), а также вопросами оперативного и стратегического управления такой недвижимостью, обеспечивающего сбалансированность объема обязательств управляющей организации с требованиями собственников недвижимости;
– актуализированы профессиональные стандарты: «Специалист по управлению многоквартирным домом»; «Специалист по эксплуатации многоквартирного дома» с новым названием «Специалист по эксплуатации гражданских зданий»; «Специалист по управлению жилищным фондом» с новым названием «Специалист по эксплуатации интеллектуальных систем зданий».
Их актуализация была связана с внедрением комплексной системы пространственных данных и технологии беспроводной связи для интегрированного учета технического состояния жилых и общественных зданий, обеспечивающей автоматизацию технологического документооборота, снижение влияния «человеческого фактора» в случаях аварий и чрезвычайных ситуаций.
Квалификационные требования, изложенные в трудовых функциях профессиональных стандартов, позволяют специалистам обеспечить внедрение и функционирование интеллектуальных систем зданий:
– систем учета, контроля и регулирования качества коммунальных услуг;
– автоматизированных систем мониторинга и регулирования технического состояния элементов и помещений зданий;
– автоматизированных систем управления зданиями;
– интерактивных каналов взаимодействия с потребителями;
– обеспечения безопасности и комфортности проживания (пребывания) граждан.
Приведение образовательных программ в соответствие с требованиями квалификаций. В рамках второго направления при решении проблемы разработки ОПОП (основные профессиональные образовательные программы), требования к квалификации работников соответствующих уровней квалификации (от 2-го до 7-го), изложенные в отраслевых профессиональных стандартах, в соответствии с федеральным законом «Об образовании», должны быть совмещены со структурой и содержанием дисциплин ОПОП, освоение которых позволит получить студентам необходимые компетенции в соответствующей области деятельности и быть востребованными на рынке труда в сфере ЖКХ.
Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ ведет эту работу совместно с соответствующими федеральными учебно-методическими объединениями (далее – ФУМО) СПО и ВО с 2017 года. За это время актуализированы ФГОС из 4 укрупненных групп образования – «Математика и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Науки об обществе»:
– в сфере среднего профессионального образования — 17 ФГОС, в том числе: 08.01.10
«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»; 08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома»; 13.02.01 «Тепловые электрические станции»; 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»; 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 20.02.03 «Природоохранное обустройство территорий»; 35. 01. 19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»; 43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» и другие;
– в сфере высшего образования – 23 ФГОС, в том числе: 05.03.06 «Экология и природопользование»; 06.03.02 «Почвоведение»; 08.03.01 «Строительство (бакалавр)»; 08.04.01 «Строительство (магистр)»; 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»; 15.03.02 «Технологические машины и оборудование»; 20.03.01 «Техносферная безопасность и при-родопользование»; 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»; 35.03.10 «Ландшафтная архитектура»; 38.03.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфра-структура»; 43.03.01 «Сервис жилищного фон-да и коммунальной инфраструктуры» и другие.
Таким образом, имеющийся опыт проведения этой работы свидетельствует о том, что область деятельности в ЖКХ отнесена к различным укрупненным группам образования, направлениям подготовки, профилям и модулям образования. Вся эта «китайская грамота» не позволяет абитуриенту понять свою образовательную траекторию и перспективу развития своего карьерного роста в ЖКХ.
По мнению профессора Национального исследовательского Московского строительного университета (далее НИУ МГСУ) Е.А. Короля, должна быть разработана компетентностная модель выпускника учебного заведения, как среднего, так и высшего уровней образования, которая может быть сформирована на основе требований отраслевых профессиональных стандартов.
Таблица
Модули образования | ||
СПО | ВО (бакалавриат) | ВО (магистратура) |
Обслуживание зданий
и сооружений |
Капитальный ремонт объектов ЖКХ | Организация технической
эксплуатации объектов ЖКХ |
Санитарное содержание и
управление отходами |
Информационные технологии при эксплуатации зданий и сооружений | |
Сервисное обслуживание инженерных систем зданий | Техническая эксплуатация объектов коммунальной инфраструктуры | |
Ценообразование в ЖКХ | Тарифное регулирование в ЖКХ | |
Эксплуатация много
квартирных домов |
Техническая эксплуатация зданий | Управление жилищным фондом |
Благоустройство и содержание
застроенных территорий |
Организация эксплуатации и
обслуживания застроенных территорий |
В целях решения задачи, связанной с созданием бесшовной системы отраслевого образования, СПК ЖКХ ведет работу:
– с Минобрнауки России по перемещению образовательного направления «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» из укрупненной группы «Перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования» — «Наука об обществе» в укрупненную группу «Инженерное дело, технологии и технические науки»;
– с Минпросвещения России по изменению существующего наименования ФГОС СПО на формулировку «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура».
Предлагаемое название ФГОС СПО является более широким по сравнению с существующим названием, поскольку отражает не отдельные виды деятельности, а область профессиональной деятельности. Подобная унификация в формулировках названий ФГОС СПО и ВО позволит расширить перечень образовательных программ всех уровней подготовки и выстраивать обучающимся более разнообразную траекторию профессионального развития.
Заключение. Все вышеизложенное позволит не только выстроить последовательную цепочку непрерывного (бесшовного) профессионального образования, плавно переходящего (по набору дисциплин, объему полученных знаний, навыков и умений) от среднего профессионального образования к высшему (бакалавриат и дальше магистратура), и обеспечить потребности рынка труда в жилищно-коммунальной сфере специалистами различного уровня квалификации, соответствующими современным требованиям организации труда и технологиям производства (см. таблицу), но и оптимизировать усилия граждан в получении необходимого уровня образования, а государству затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы ЖКХ.
Статья рекомендована главным редактором проф. Шалобаевым Е.В. по направлению жизнеобеспечения.
Автор – первый зам. пред. Совета по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ РФ. Имеет большой опыт в данной сфере – ранее зам. пред. Госстроя России, пом. министра промышленности и энергетики РФ по вопросам строительства и ЖКХ, директор Департамента строительства и ЖКХ Министерства регионального развития РФ, зам. пред. комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса (генерал-майор).
Оригинальная статья опубликована:
Чернышев Л.Н. Эксплуатация интеллектуальных зданий требует профессиональной трансформации // Коммунальный комплекс России № 11 (209), 2021. С.40-45.
Статья приводится с небольшими редакторскими правками.