УДК. 573.2
А.В. Кулев,
канд. педагогических наук, проф. Российской академии естествознания (РАЕ),
академик Международной академии фундаментального образования (МАФО),
учитель биологии гимназии № 205 Санкт-Петербурга
Рецензируемая монография – серьёзнейший, фундаментальный труд, имеющий не только несомненное теоретическое значение, но и практическую направленность, важную не только для историков и теоретиков образования, но и для школьных учителей. В монографии рассмотрены важнейшие проблемы развития средней школы, и сделано это мастерски. В описании процесса развития системы биологического образования чувствуется естественная динамика, отражение реальной жизни и модификации методической мысли. Доходчиво и понятно изложено то, что в работах многих других авторов — дидактов и методистов — вероятно, выглядело бы как академическая заумность, недоступная для понимания, а уж тем более – для практического воплощения в реальной педагогической практике.
Считаю совершенно справедливым и логичным столь глубоко проведённый в монографии анализ трудов Б.Д. Комиссарова, в частности его основного труда «Методологические проблемы школьного биологического образования». Этот автор поражает глубиной мысли и неоднозначностью суждений, высказанных много лет назад. На фоне пресноватой и однообразной по своему содержанию методической литературы того времени это было открытием. Жаль, что такой яркий человек прожил короткую жизнь, но хорошо, что автор монографии показал, что его работа опирается и на такие труды.
Труды Г.С. Калиновой, А.Н. Мягковой и В.З. Резниковой, посвященные вопросам преподавания в средней школе ботаники, общей биологии, зоологии, а также — другим педагогическим проблемам 80-х годов 20 века, безусловно, являются золотым фондом методики обучения биологии. Являясь в те годы молодым учителем биологии, постоянно пользовался их разработками, очень им благодарен.
Убеждён, что отечественному читателю будет интересен и полезен представленный в рецензируемом издании материал о развитии образования в других странах.
В монографии объективно отражены достоинства и недостатки советской школы, а также школы «на рубеже веков».
Смело, убедительно и корректно сказано о недостатках программ и учебных планов. Их анализ проведён системно, обстоятельно и логично. Табличный способ представления этого материала облегчает его восприятие читателем. Уделено должное внимание и анализу фрагментов текста учебников, в сравнении друг с другом, с тонкими и корректными замечаниями. В свете современных требований сделан обоснованный акцент в сторону сопоставления количества практических и лабораторных работ в программах, разработанных разными авторами.
Параграф, посвящённый образовательным стандартам, возможно, не самая увлекательная часть книги, но, безусловно, очень важная её часть, поскольку принятые в отечественном образовании правила игры мы изменить не в силах, а знать их необходимо для выживания и обеспечения положительного образовательного результата. То же самое касается параграфа об образовательных минимумах.
С большим интересом читается глава «Формирование вариативного школьного биологического образования в конце XX века». Автору удалось в полной мере отразить содержание творческой деятельности составителей программ, реализуемой в названном аспекте. Приведённый в главе иллюстративный материал вполне уместен. Очень детально и многоаспектно проанализирована система заданий для учащихся. О модернизации образования рассказано живым, доступным языком, но при этом очень содержательно. Собрана и систематизирована гигантская информация о предметных линиях учебников.
Глава «Совершенствование школьного биологического образования с учётом достижений науки и технологий» максимально отражает современные идеи в науке и образовании. Параграф об учебных исследованиях очень интересен.
На основании всего сказанного выше можно заключить, что монография, написанная С.В. Суматохиным и посвящённая проблеме развития биологического образования на рубеже XX-XXI веков, безусловно, является большим событием в теории и методике обучения биологии.
Редактор – Е.В. Шалобаев, д-р техн. наук, проф. МАФО