УДК332.8
Пути повышения энергоэффективности
жилищного фонда и объектов
коммунальной инфраструктуры города
П.В. Немкин
ООО «УК «Жизнеобеспечение»
Академия жизнеобеспечения населения
Аннотация. Рассматриваются возможные пути повышения энергоэффективности жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры города. Выделены основные направления, влияющие на развитие сферы энергоэффективности в России. Реализация предложенных направлений по повышению эффективности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры городов позволит обеспечить надежное удовлетворение энергопотребления промышленности и городского хозяйства, снизить удельные расходы условного топлива на выработку коммунального ресурса, сократить потери при транспортировке и уменьшить себестоимость энергии. Определено, что внедрение энергоэффективности как у производителя, так и у потребителя энергии, должно происходить комплексно.
Ключевые слова: сфера жилищно-коммунальных услуг, проблемы энергоэффективности жилищной сферы, мероприятия по повышению энергоэффективности.
В условиях постоянного роста потребления энергоносителей все более актуальным становятся вопросы энергоэффективности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры городов и регионов нашей страны. Действующие нормативно-правовые документы федерального уровня, среди которых отметим Федеральный закон от 23 ноября 2009г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], и программы по их реализации требуют от региональных властей целенаправленных действий, стимулирующих не только производителей коммунальных услуг, но и потребителей к проведению активной политики энергоэффективности.
Тенденция роста стоимости энергоресурсов требует от организаций коммунального комплекса поиска новых путей решений сложных задач по энергосбережению и ограничению роста уровней тарифов на коммунальные услуги [1]. В соответствии с этим, повышение энергоэффективности жилищного фонда и энергетической инфраструктуры городов нашей страны является приоритетным направлением социально-экономического развития.
Ежегодно население России сталкивается с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При этом, в структуре платежей за коммунальные слуги значительную долю (до 50-70%) составляет плата за отопление и горячее водоснабжение. Поэтому для значительного снижения нагрузки населения по оплате коммунальных услуг необходимо проведение мероприятий направленных на повышение энергетической эффективности, и тем самым возможное снижение тарифов на данные услуги.
Выделим основные причины повышения тарифов жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и их влияние на уровень платежей граждан (табл. 1).
Таблица 1
Основные причины повышения тарифов за жилищно-коммунальные услуги и их влияние на платежи населения за услуги ЖКХ
Причины | Уровень влияния на платежи граждан за услуги ЖКХ, % |
Неразвитость системы учета потребления энергоресурсов и отсутствие единых нормативов потребления ведёт к значительной дифференциации оплаты стоимости ЖКУ на территории одного субъекта. | 30%-40% |
Постоянный рост стоимости энергетических ресурсов внутри страны (природный газ, мазут, уголь, дизельное топливо и др.). | > 50% |
Высокая дифференциация тарифов на тепловую энергию в регионах. | 30%-40% |
Крайне недостаточный уровень внедрения энергоэффективных технологий в ЖКХ | до 10% |
Вертикальная дезинтеграция в системе предоставления ЖКУ. | 30% |
Отсутствие достоверной информации о многообразных характеристиках многоквартирных домов ограничивает возможность установления обоснованного тарифа на техническое содержание и текущий ремонт зданий. | 10%-15% |
Преобладание фрагментарного подхода к проведению тарифной политики, отсутствие учета взаимосвязи качества и оплаты за ЖКУ. | 40%-50% |
Ввиду недостаточной системы учета потребления энергоресурсов и отсутствия единых нормативов потребления приводит к высокой дифференциации оплаты стоимости ЖКУ на территории одного субъекта. Это относится, в основном, к малым городам и поселениям, в то время как крупные города опираются преимущественно на единый норматив платежей.
К примеру, в Санкт-Петербурге действует единый тариф на тепловую энергию для населения, хотя основными поставщиками тепла являются несколько организаций. Это позволяет не допустить социальной несправедливости при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение и упорядочить систему ценообразования [7]. Влияние на конечный платеж по этой причины достигает 40%, то есть потенциал к снижению есть.
Также обратим внимание на неэффективное использование местных видов топлива и альтернативных источников генерации энергии при производстве коммунальных услуг, что приводит к ежегодному росту тарифа и конечной платы для населения за ЖКУ. Топливная составляющая в тарифе составляет более 50%.
Также отсутствие достоверной информации о различных характеристиках многоквартирных домов является существенным препятствием для установления рационального тарифа за техническое содержание и текущий ремонт зданий. Это приводит к необоснованному росту платежей граждан за услуги ЖКХ. Сюда же относится недостаточная конкуренция и преобладание монополизма, нередко в форме олигополий, т.е. договорённостей о разделе сфер влияния. Отсутствие конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом и снижение темпов создания товариществ собственников жилья в городах России нередко ведёт к завышению тарифов, в среднем, на 10%-15%.
В современных условиях, необходимо разработать механизмы ограничения необоснованного роста тарифов и уровня платежей населения за услуги ЖКХ.
Выделим важнейшие пути ограничения роста тарифов и размера платежей населения за услуги ЖКХ (табл. 2).
Таблица 2
Пути снижения тарифов и размера платы населения за услуги ЖКХ, а также варианты развития данной сферы
Пути | Отрасли ЖКХ |
Утверждение Федеральным органом (ФСТ России) не предельного уровня изменения тарифов, а предельного уровня изменения ставок платежей населения на коммунальные услуги по субъектам. | Тарифное регулирование |
Применение метода доходности инвестированного капитала, при котором необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливается на долгосрочный период на основе долгосрочных параметров | |
Внедрение структуры синдицированного капитала и проектного менеджмента при модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. | Коммунальная энергетика |
Развитие федерального законодательства, обеспечивающего возможность централизации управления муниципальной и ведомственной собственностью в сфере коммунальной энергетики в составе единых региональных энергетических компаний. | |
Существенное расширение использования возобновляемых и альтернативные источников энергии, развитие малой генерации | |
Стимулирование развития вертикально-интегрированных коммунальных компаний, внедряющих энергоэффективные технологии в условиях установления долгосрочных тарифов методом доходности инвестированного капитала. | |
Эффективное ценовое регулирование стоимости энергетических ресурсов для организаций жилищно-коммунального комплекса. | |
Создание благоприятных условий для развития энергосервисных компаний (ЭСКО) и для реализации энергоэффективных проектов. | |
Активизация политики повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере ЖКХ с учетом региональных особенностей и тенденций развития субъектов Российской Федерации | |
Стимулирование частно-государственного(муниципального) партнерства на основе договоров долгосрочной аренды, включая концессионные соглашения, между органами власти и компаниями-операторами в коммунальной сфере на региональном и муниципальном уровнях | |
Использование метода инсинерациии в системе коммунального энергоснабжения городов России с целью снижения тарифов за ЖКУ. | |
Создание банка современных инноваций (новой техники и технологий, методов управления), необходимых для реализации мероприятий по развитию сферы ЖКХ на основе передового отечественного и зарубежного опыта. | |
Разработка новых подходов к управлению спросом, развитие рыночных отношений, привлечение квалифицированных частных операторов, в сферу производства, распределения и сбыта ЖКУ. | Сфера ЖКХ |
Таким образом, основными направления ограничения роста тарифов являются следующие положения.
В настоящее время необходимо утверждение Федеральным органом (ФСТ России) не предельного уровня изменения тарифов на коммунальные услуги по субъектам, а предельного уровня изменения ставок платы населения за ЖКУ по субъектам. В результате субъекты будут самостоятельно определять рост тарифов на коммунальные услуги с учетом недопущения банкротства организаций коммунального комплекса и социальной напряженности населения в пределах роста ставок оплаты, утвержденной ФСТ России. Предложенное мероприятие упростит задачу мониторинга роста стоимости платы за ЖКУ для населения и будет стимулировать региональные органы власти к принятию конструктивных решений по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства.
Целесообразно внедрение структуры синдицированного капитала и проектного менеджмента при модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с одновременной реструктуризацией всего коммунального комплекса России. Вертикальная интеграция энергетических компаний приведет к снижению тарифов и сокращению сроков окупаемости инвестиционных проектов за счет увеличения товарного отпуска продукции и экономии на масштабе.
В регионах настоятельно рекомендуется максимально эффективно использовать возобновляемые, альтернативные источники энергии и развивать малую генерацию. В крупных городах – выводить из эксплуатации маломощные генерирующие источники с последующим переводом энергетической нагрузки на более мощные источники (ТЭЦ). Создание общероссийского фонда частичного финансирования энергоэффективных и энергосберегающих технологий и перевода, котельных на местные виды топлива. Необходимо стимулировать вертикально-интегрированные жилищно-коммунальные компании к внедрению энергоэффективных технологий за счет установления тарифов методом доходности инвестированного капитала (долгосрочные тарифы). Это создаст условия для использования инвестиционного потенциала и привлечение внешних инвестиций на основе регламентации институциональных механизмов в сфере ЖКХ.
Предлагается дальнейшее развитие специализированных энергосервисных компаний (ЭСКО) для реализации энергоэффективных проектов при взаимодействии органов власти субъектов Российской Федерации и потенциальных инвесторов. Способствовать реализации инжиниринговых проектов и технологий по созданию, реализации и эксплуатации энергетических инноваций в масштабах страны. Развивать рыночные подходы при финансировании мероприятий по энергоэффективности за счет самостоятельной продажи высвобождаемых мощностей генерирующих и сетевых сооружений организаций коммунального комплекса заинтересованным сторонним потребителям.
Крайне важно использовать метод инсинерациии в системе коммунального энергоснабжения городов России с целью снижения тарифов за ЖКУ. Важно разработать и внедрить единую общероссийскую систему программного обеспечения производства, распределения и потребления энергетических ресурсов. Это позволит не только кардинально снизить тариф за счет прозрачности деятельности организаций, но и осуществлять постоянный мониторинг и производить необходимые корректировки не только на уровне субъектов РФ, но и на Федеральном уровне
Предлагается создание инновационного банка современных технических средств и новых технологий, эффективных способов управления, необходимых для реализации мероприятий, направленных на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства, используя передовой отечественный и зарубежный в данной сфере
Предлагаемые мероприятия позволят значительно снизить тарифы на ЖКУ и проводить обоснованную тарифную политику с учетом всех региональных особенностей.
Рассмотрим успешный опыт реализации энергосберегающих мероприятий, оказывающих заметное влияние на уровень оплаты коммунальных услуг для населения на примере Санкт-Петербурга.
Во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга нами были отобраны 10 многоквартирных домов (МКД). После проведения энергетического и технического обследования этих МКД было принято решение о целесообразности установки автоматизированных узлов погодного регулирования (АУПР) на систему центрального отопления. Отметим, что установка данного оборудования не требует глобальной реконструкции системы централизованного теплоснабжения конкретного МКД и потому экономически доступна. Перечислим основные функции АУПР:
- поддержание заданного отопительного графика;
- автоматическая корректировка расхода теплоносителя;
- учёт фактической тепловой нагрузки здания.
При этом система АУПР осуществляет:
- насосную циркуляцию теплоносителя в системе центрального отопления;
- контроль выполнения требуемого температурного графика;
- предотвращение «перетопов» зданий;
- возможность дистанционного контроля параметров теплоносителя и режимов работы основного оборудования.
В табл. 3 приведены значения экономии по использованию тепловой энергии при внедрении системы погодного регулирования в МКД. Тем самым происходит снижение фактических платежей за отопление у граждан.
Таблица 3
Экономия потребления тепловой энергии при внедрении системы погодного регулирования в многоквартирные дома, Гкал/год
Адрес | Норматив потребления | Фактическое потребление ТЭ за ОП 2015-2016, Гкал | Нормативное потребление ТЭ за ОП 2015-2016, Гкал | Планируемое потребление ТЭ после установки УПР, Гкал |
Турку ул д.5/13 | 0,0209 | 3248,91 | 3103,37 | 2599,128 |
Будапештская ул.д.14 к.2 | 0,019 | 2052,33 | 1766,86 | 1641,864 |
Будапештская ул.д.5 к.1 | 0,0246 | 4726,94 | 4941,56 | 3781,552 |
Будапештская ул. д.10 к.2 | 0,019 | 1928,12 | 1706,06 | 1542,496 |
Белы Куна ул.д.6 к.1 | 0,0205 | 1702,01 | 1735,04 | 1361,608 |
Литовский пр. д.161 | 0,0208 | 1595,92 | 1063,39 | 1276,736 |
Димитрова ул. д.12 к.2 | 0,0246 | 1586,15 | 1924,13 | 1268,92 |
Димитрова ул. д.4 к.1 | 0,0246 | 4401,8 | 4955,98 | 3521,44 |
Белградская ул. д.20 к.1 | 0,0228 | 2528,08 | 3080,37 | 2022,464 |
Белградская ул. д.6 к.1 | 0,0246 | 2760,76 | 3459,60 | 2208,608 |
Отметим, что при установке системы АУПР планируемое теплопотребление МКД за год (12 месяцев) будет существенно ниже нормативного и фактического теплопотребления, так, к примеру, МКД по адресу: Будапештская ул.14, корп.2 за год потребляет по нормативу 1766,86 Гкал, по фактическому теплопотреблению за отопительный сезон 2015-2016 гг. – 2052,33 Гкал, а при установке АУПР – 1641,86 Гкал. Тем самым граждане смогут значительно экономить на оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно табл. 4, размер платежей граждан за тепловую энергию составит 8,6 миллионов рублей за отопительный период или на 20% ниже от текущего уровня, т.е. суммарная экономия за срок действия энергосервисного контракта (7 лет) превысит 60 миллионов рублей. Так, к примеру, МКД по адресу: Будапештская ул.14, корп.2 за 7 лет эксплуатации АУПР получит экономию в размере 3,33 млн. руб. При этом необходимо учесть, что в расчете приведена средняя величина экономии. В большинстве случаев её значение достигает 30-32%, следовательно, фактическая экономия будет выше.
Таблица 4
Показатели экономии платежей граждан за тепловую энергию при использовании современного оборудования (системы АУПР), с суммарной годовой экономией (млн. руб.)
Адрес | Потребление ТЭ за ОП 2015-2016, Гкал | Затраты на оплату ТЭ за ОП 2015-2016, млн. руб. | Потребление ТЭ за ОП 2016-2017, Гкал | Затраты на оплату ТЭ за ОП 2016-2017, млн. руб. | Экономический эффект, млн. руб./год | Период ЭСК, год | Суммарная экономия, млн. руб. |
Турку ул. д.5/13 | 3248,91 | 5,27 | 2599,13 | 4,21 | 1,05 | 7 | 5,27 |
Будапештская ул.д.14 к.2 | 2052,33 | 3,33 | 1641,86 | 2,66 | 0,67 | 7 | 3,33 |
Будапештская ул.д.5 к.1 | 4726,94 | 7,66 | 3781,55 | 6,13 | 1,53 | 7 | 7,66 |
Будапештская ул. д.0 к.2 | 1928,12 | 3,13 | 1542,50 | 2,50 | 0,63 | 7 | 3,13 |
Белы Куна ул.д.6 к.1 | 1702,01 | 2,76 | 1361,61 | 2,21 | 0,55 | 7 | 2,76 |
Литовский пр.д.161 | 1595,92 | 2,59 | 1276,74 | 2,07 | 0,52 | 7 | 2,59 |
Димитрова ул.д.12к.2 | 1586,15 | 2,57 | 1268,92 | 2,06 | 0,51 | 7 | 2,57 |
Димитрова ул. д.4 к.1 | 4401,8 | 7,14 | 3521,44 | 5,71 | 1,43 | 7 | 7,14 |
Белградская ул. д.20 к.1 | 2528,08 | 4,10 | 2022,46 | 3,28 | 0,82 | 7 | 4,10 |
Белградская ул.д.6 к.1 | 2760.76 | 4.48 | 2208.61 | 3.58 | 0.90 | 7 | 4.48 |
ИТОГО | 26531,02 | 43,01 | 21224,82 | 34,41 | 8,60 | 7 | 60,21 |
Выводы. Развитие регионов России невозможно без существенного развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. При этом, чем эффективнее будут работать системы жизнедеятельности в том или ином субъекте России, тем выше будет качество и уровень жизни. Существующие проблемы в сфере ЖКХ вполне решаемы. Причем потенциал развития достаточно велик как с точки зрения управления, так и со стороны новых методов модернизации и повешения энергоэффективности. Так, приведенный нами пример модернизации системы централизованного теплоснабжения МКД показал, что применение систем АУПР позволить повысить качество подачи коммунального ресурса, а также снизить плату за отопление и горячее водоснабжение для граждан. Тем более снижение плата за услуги ЖКХ – одна из приоритетных задач государственной политики.
Отметим, что частные инвестиции в жилищную сферу практически отсутствуют в настоящее время в России. Данные примеры будут стимулировать потенциальных инвесторов вкладывать деньги в модернизацию МКД в рамках действующего законодательства.
При этом, реконструкция действующих генерирующих тепловую энергию источников требует значительных капиталовложений. Сроки окупаемости таких проектов достаточно велики, что поэтому препятствует привлечению потенциальных инвесторов.
Ежегодный рост тарифов на теплоэнергетические услуги, формирующийся вполне объективными факторами, такими как ежегодный рост топлива, старение основных производственных фондов коммунального комплекса, требующих проведение модернизации и замены основного оборудования, обуславливают поиск новых подходов к решению данной проблемы. Действительно, во всем мире тарифы на коммунальные услуги достаточно высоки, но предоставление коммунальных услуг жителям находится на более высоком уровне качества. Поэтому без обновления и модернизации всего теплоэнергетического фонда коммунальных предприятий повысить уровень энергоэффективности предоставления услуг по снабжению тепловой энергии потребителей невозможно.
Также необходимо модернизировать и жилищную сферу, путем внедрения энергоэффективных технологий в систему теплопотребления. Применение современного оборудования в рамках энергосервисных мероприятий позволит значительно сократить затраты граждан на оплату тепловой энергии в отопительный период.
Список литературы:
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов № 307-ФЗ от 03.11.2015г.;
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (ред. от 04.09.2015) «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»);
- Рецензии и отзывы на книгу Споры по оплате ЖКХ. Разъяснения Верховного Суда РФ. — М.: изд-во: Проспект, 2017, серия: Законы и Кодексы;
- «50 идей энергосбережения. Как сэкономить на коммунальных платежах?» / Мезенцева А.С. — М.: изд-во: Эксмо-Пресс, 2016. Серия: Азбука строительства и ремонта. ISBN: 978-5-699-86629-8;
- «Жилищно-коммунальные услуги: за что мы платим?» / Захарова Н.А., Пузакова Б.К., Рожканова О.В. — М.: изд-во: Феникс, 2013. Серия: Консультирует юрист. ISBN: 978-5-222-21209-7.
- http://www.zhkh.su/literatura/.
Статья рекомендована главным редактором журнала проф. Шалобаевым Е.В. для опубликования в разделе «Экономика».
Впервые статья опубликована:
Немкин П.В. Пути повышения энергоэффективности жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры города // Сборник трудов научно-практической конференции «Научно-технического прогресса в жилищно-коммунальном хозяйстве», 2-3 ноября 2022 г., Минск. – Мн.: БНТУ, 2022. С.128-136.