УДК 378
Е.В. Шалобаев
Международная академия фундаментального образования, Санкт-Петербург
Национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург
Международная академия фундаментального образования позиционирует себя как научно-методическая общественная организация, одной из целей которой является сохранение памяти об отечественных инженерных школах и оказании помощи в восстановлении утерянных и развитии актуальных школ.В настоявшее время в России взят курс на полную суверенизацию страны, что невозможно без кадровой суверенитета. Поэтому в высшей школе взят курс на создание инженерных школ, которое были ликвидированы всего лишь пять-десять лет назад.
Отсюда и переход от воспитания квалифицированных потребителей чужих технологий и вернуться к воспитанию творцов отечественных технологий, чем отличалась советская высшая школа, используя новейшие технологии.
Среди утерянных научно-педагогических инженерных входила и школа «Системы навигации, геодезии и управления движением», базировавшаяся на ЛИТМО и возникшая в 1937 году, основоположником которой был морской офицер, инженер-гидрограф профессор Константин Сергеевич Ухов, который и стал ее первым руководителем.
Среди его последователей на посту руководителя кафедры были профессора С.Ф. Фармаковский (1963-1970), М.А. Сергеев (1970-1883), В.А. Каракашев (1883-1991) и последним – Герой Труда и академик РАН В.Г. Пошехонов (1991-2004) …
При Фармаковском автор учился, при Сергееве рекомендован в аспирантуру, при Каракашеве преподавал, при Пошехонове – защищал диссертацию и присутствовал на юбилеях кафедры и ЦНИИ Электроприбор, основного базового предприятия, как известный выпускник кафедры.
За свою историю кафедра носила целый ряд названий – «Навигации» (1945-1956), «Навигационных и гироскопических приборов» (1956-1970), «Бортовых приборов управления» (1970-1991, в 1972 году был кризис, кафедру хотели закрыть, закрыли аспирантуру, но затем удалось кафедру сохранить), «Процессов и приборов управления» (1991–2003), «Информационно-навигационных систем» (2003-2014),
Мотивацией автора данной публикации послужили несколько положений. Во-первых, он являлся выпускником кафедры «Навигационных и гироскопических приборов». Во-вторых, он участвовал в похоронах профессора К.С. Ухова. Отсюда у него и появился интерес к жизни этого ученого, хотя ему и не довелось застать его живым. Изучая биографию этого ученого, публикатор данной статьи узнал корабельный гардемарин К.С. Ухов участвовал в спасении жителей сицилийского города Мессина в Италии, которые испытали на себе все ужасы разрушительного землетрясения, которое было сопровождалось цунами (декабрь 1908). Характерно, что в 1978 году редактор институтской многотиражки «Кадры – приборостроению» Ю.Л. Михайлов (1933-1990), впоследствии один из лидеров перестроечного движения в 1980-е году в еще тогдашнем Ленинграде, не захотел публиковать материал об практически несанкционированным участии российских моряков в спасении жизней простых итальянцев, считая, что статья о патриотизме в данное время несвоевременна! Итальянцы отмечали 70-летие героического поступка русских моряков, в результате которого погибли два матроса под обломками здания спасая местных жителей, общее число которых насчитали в более чем 3 тысячи человек… А мы? Очнулись лишь в после ельцинское время!
Впоследствии публикатор этого материала вместе с женой, будучи на Сицилии в туристической поездке (Таормина-Палермо-Монреале-Чуфале-Сиракузы), отклонились от маршрута и нашли в городе Мессине на здании муниципалитета бронзовые доски, установленные в 1978 году (в честь 70-летие подвига русских моряков), на которых было написано:
«В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей «Богатырь», «Цесаревич», «Макаров», «Слава» — жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 года, практически в канун нового, 1909 года. Муниципалитет, высоко оценивающий жест человеческой солидарности и высочайшего героизма, установил эту мраморную доску по случаю желанного визита советских представителей как свидетельство вечной памяти и братской дружбы города Мессина с русским народом». (30 декабря к ним присоединились две канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец», которые прибыли из столицы острова Палермо и привезли роту итальянских солдат и санитаров).
«Белыми ангелами с моря», так называли русских моряков местные жители, спасено было более 3 тыс. человек. Памятник появился только через 104 года (нояб. 2012) и поставлен был на средства России (фонд «Андрея Первозванного» В. Якунин) по макету итальянского скульптора Пьетро Кюфферле (1909).
Перед учебным походом на Средиземное море в сентябре 1908 года, гардемаринский отряд был удостоен высочайшего посещения Императором Николаем.
«Ведите себя достойным образом, чтобы поддержать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить …» напутствовал император в своей речи 164 корабельных гардемаринов, призвав помнить, что при посещении далеких заморских стран, они являются представителями Его и своей славной родины — России.
Трагические события в Мессине открыли человеческое лицо Российской Империи всей Западной Европе, поэтому в г. Таормина в парке был открыт памятник русскому императору Николаю II (этот курортный городок императорская семья посещала неоднократно Николай Второй личным примером показывал всему русскому обществу проявление солидарности с жителями Италии). Император Николай II обратился к контр-адмиралу В.И. Литвинову: «Вы, адмирал, с вашими моряками, в несколько дней сделали больше, чем все мои дипломаты за все мое царствование».
Мессинские события 1908 года — были первой масштабной гуманитарной операцией в мире, совершенными военными силами, что вполне соответствовало настроению императора Николая II, по инициативе которого были подписаны Гаагские конвекции 1898 и 1904 годов, о законах и обычаях войны, заложившие основу комплекса норм международного гуманитарного права…
В романе «Моонзунд» писатель-патриот Валентин Пикуль упомянул о штурмане крейсера «Баяна» К.С. Ухове, который на «брюхе» провел свой корабль мелководным проливом Моонзунд из Рижского залива в Финский во время Первой мировой войны. В сноске было указано о том, что старший лейтенант императорского флота стал профессором ЛИТМО. Писатель-маринист Пикуль считал, что такие люди являются настоящими патриотами России.
Пора обратиться к официальной биографии ученого. Профессор Константин Сергеевич Ухов — крупный ученый в области навигации, гидрографии, штурманских приборов. Окончил Морской корпус (1908), один из 135 корабельных гардемарин так называемого одного из трех именных выпусков — «мессинского выпуска». Штурманский офицерский класс (1915) и гидрографический факультет Военно-Морской Академии (1928).
Родился в семье полковника по Адмиралтейству Сергея Константиновича Ухова (1858-1913).
Служил на Балтийском флоте (1908-25). В качестве корабельного гардемарина участвовал в плавании учебной эскадры Балтфлота под командованием контр-адмирала Литвинова Кронштадт – Аугуста — Сиракузы – Кронштадт, находясь на борту эскадренного броненосца, переквалифицированного в линкор «Слава».
28 декабря 1908 года – 3 января 1909 года участвовал в спасении жителей сицилийского города Мессина. Мичман (1909). Проявил мужество и героизм за что награжден итальянским королем Виктором-Эммануила III серебряной медалью, которая вручена в весной 1911 году. Эту награду для моряков-героев доставили на крейсере «Аврора» (капитан 1-го ранга П.Н. Лесков, сын русского писателя Николая Лескова), экипаж которого так же совершил подвиг, ликвидировав пожар в городе во время своего визита.
С 1909 года служил на кораблях Балтийского флота в штурманских должностях. В 1909-1912 годах в должности вахтенного начальника служил на эскадренных миноносцах «Легкий», «Меткий», «Бурный», «Страшный». Лейтенант флота (1912).
Во время Первой мировой войны в должности штурмана дивизиона миноносцев участвовал в боевых действиях на эскадренных миноносцах «Исполнительный» и «Ловкий». 18 апреля 1916 года присвоена квалификация штурманского офицера 1-го разряда и назначен старшим штурманским офицером крейсера «Баян». Ст. лейтенант флота (июль 1917).
Отличился в октябре 1917, когда провел крейсер из Рижского залива в Финский по мелководному Моонзунду, «практически на брюхе», как отмечено в романе Валентина Пикудя «Моонзунд».
В документе о награждении К.С. Ухова орденом Ленина указан год вступления на службу в РККФ указан 7 ноября 1917 года.
Участвовал в организации Красной флотилии Астраханского края, затем был начальником охраны Астраханского военного района (ОВРа).
С 1918 года флагманский штурман бригады кораблей Волжско-Каспийской военной флотилии. участвовал в штурме порта-форта Александровский (основан как Новопетровский, в советское время форт Урицкий, порт-Шевченко, ныне Актау). Эту морскую десантную операцию осуществили в конце апреля 1919 года в Форту-Александровском силы красной флотилии.
К.С.Ухов участвовал в защите Царицына, а затем был прикомандирован к штабу Южного фронта, которым командовал М.В. Фрунзе.
После Гражданской войны преподавал в Высшем военно-морском гидрографическом училище им. Орджоникидзе. Командир посыльного судна «Кречет». С 1923 года флагманский штурман Морских сил Балтийского флота (МСБМ). В 1925 поступил в Военно-морскую академию, а в 1928 году ее окончил, инженер-гидрограф и с этого же года возглавил штурманское отделение Главного гидрографического управления (ГГУ) ВМФ.
Это дает ему возможность подробно познакомиться с приборостроительной промышленностью Ленинграда.
В 1930-32 году возглавил новую для ГГУ флота работу по наблюдению за состоянием штурманского дела в ВМФ в качестве заместителя начальника ГГУ ВМФ СССР.
Начальник отдела ГГУ ВМС (1928-38). Инженер-капитан 1-го ранга (1936).
Преподавал мореходную астрономию в ВВМУ им. М.В. Фрунзе в 1938, с этого же года на преподавательской работе в Военно-морском училище, на Высших специальных офицерских классах ВМФ.
Кафедра навигационных приборов была создана в ЛИТМО в приснопамятном 1937 году. И одним из первых преподавателей, приглашенных на кафедру для чтения лекций и занятий со студентами и аспирантами, был бывший старший лейтенант РИФ, а ныне инженер-капитан 1-го ранга К.С. Ухов.
С 1938 года преподавал в Гидрографическом институте, ЛВМУ им. Н.А. Щорса, ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.
Старший преподаватель и начальник кафедры кораблевождения на Высших специальных классах офицерского состава ВМС (1938-50).
Инженер-флагман 3-го ранга (1940, звание адмиральское), инженер-капитан 1-го ранга (1940).
Участник Великой Отечественной войны. После Победы заведующий кафедрой навигационных приборов ЛИТМО (по совместительству).
В 1950 году вышел в отставку в звании инженер-капитана 1-го ранга, продолжал работу в ЛИТМО уже в качестве штатного заведующего кафедрой (с 1956 – гироскопических и навигационных приборов и устройств, именно это название в документа автора этих строк) и профессора-консультанта с 1963.
Звание профессора К.С. Ухов получил по представлению ученого совета ЛИТМО в институте еще в 1941 году. Доктор технических наук (1956). заслуженный деятель науки РСФСР (1957).
В декабре 1958 в ЦВММ состоялось юбилейное торжественное заседание участников событий в Мессине (декабрь 1908) инженер-капитан 1-го ранга К.С. Ухов (1889-1966), быв. лейтенант Н.И. Евгенов (1888-1964), братья А.П. Белобров (1894-1981, формально он не участвовал в событиях, был лишь кадетом) и инженер-капитан 1-го ранга Д.П. Белобров (1885-1964), братья Н.П. Гаврилов (1889-1960?) и Б.П. Гаврилов (1887-?), контр-адмирал В.А. Белли (1887-1981, вахтнач, мичман ЭБ «Цесаревич», лейтенант, 1909), А.М. Крючков. Однако в это время были живы и другие, но по каким-то причинам отсутствовали – В.Н. Янкович (1888-1965, служил на ЭБ «Слава»), капитан 1-го ранга А.Д. Томилов (1888-?, лейтенант, 1912). Недавно умер вице-адмирал А.К. Векман (1884-1955, орден Красного Знамени, 1920), его память почтили минутой молчания.
К школе К.С. Ухова фактически принадлежали – проф. П.А. Ильин (1904-1982, довелось быть на заседании кафедры, руководимой В.Г. Пошехоновым и посвященной 100-летию ученого), доц. В.Н. Дроздович (-1972, был первым научным руководителем диссертации публикатора), проф. О.Н. Анучин (предложил дать отзыв В.Г. Пешехонова на диссертацию публикатора, но директор ЦНИИ «Электроприбор» согласился дать отзыв лишь на докторскую), проф. В.В. Серегин (читал курс лекций публикатору), доц. В.В. Зелетенкевич (), проф. Г.И. Емельянцев (подарил публикатору свою книгу), доц. Ю.С. Луковатый (1933-1990). Кафедра была альма-матер для проф. В.Я. Распопова, зав. Кафедрой управления ТулГТУ-ТГУ…
Памятник русским морякам, которые участвовали с спасении жителей сицилийского города Мессина. Открыт в июне 2012 года по макету итальянского скульптора (1909)
Основоположник научно-педагогической школы Университета «Системы навигации, геодезии и управления движением».
Автор более 30 научных работ и значительного количества учебников в области навигации, гидрографии, штурманских приборов («Навигация», 1939; «Навигация», 1954). Являлся одним из инициаторов и организаторов систематических Всесоюзных конференций памяти дважды лауреата Сталинской премии (с 1956 – Гос. Премия СССР) выдающегося конструктора гироскопических приборов Н.Н. Острякова.
Действительный член Географического общества СССР (1931). Был награжден орденами Ленина (1939), Красного Знамени (1944, 1945) и медалями СССР (начиная с медали XX лет РККА, 1938).
Его именем было названо учебно-производственное судно Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала С.О. Макарова «Профессор Ухов», построенного на Гданьской верфи (ПНР) в 1972 г. Списано в 1995.
Памятная табличка, установленная в 2012 году, была сорвана неизвестными после начала специальной военной операции России на Украине 24 февраля. Как рассказал Патронов ТАСС, она была восстановлена по инициативе генконсульства РФ в Палермо при участии соотечественников.
В статье «ЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ РУССКИХ МОРЯКОВ В ИТАЛЬЯНСКОЙ МЕССИНЕ» (27 Февраля 2016 г.)
«В России мессинская экспедиция не увековечена никак».
(https://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post385488086/)
Однако, и в самой Италии памятник в Мессине поставлен на средства фонда «Андреевский флаг» а июне 2012 года. Памятные бронзовые доски на здании муниципалитета в Мессине тоже не сразу, а лишь к 1974 году! Именно в эти годы в мире стала утверждаться т.н. «разрядка», закончившаяся подписанием Хельсинкского соглашения, провозгласившее нерушимость границ в Европе (1979)… Улицы и площади были названы еще по свежим следам… А вот в России необходимо отметить это великое событие для русского флота еще торжественно предстоит отметить зотя бы в 2028-м году, к 120-летию героического события…