ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ЖКХ

УДК 331.54

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ЖКХ

С. Б. Супранюк1, В. А. Куприянов2, О. В. Долгов 1,3,4, Е. В. Шалобаев 1,3,4,5

1 Международная академия фундаментального образования

2 журнал «Коммунальный комплекс России»

3 Научно-образовательного консорциума «Жилищный комплекс России»,

4 Академия Жилищно-коммунального хозяйства

5 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО)

Подготовка кадров для жилищно-коммунального хозяйства имеет не только сугубо техническую специфику, но и собственные профессионально-этические аспекты. В сегодняшних реалиях специалисты сходятся во мнении, что фактически разрушенную внутриотраслевую систему подготовки кадров необходимо воссоздавать. Но, отмечают некоторые эксперты, при этом нужно менять отношение общества к специалистам ЖКХ. Исходить при этом следует хотя бы из того, что ЖКХ считается важнейшей отраслью жизнеобеспечения человека, и это ее роднит с медициной, которая в массовом сознании воспринимается как самая благородная профессия. Поэтому на вооружение следует взять и принципы, позаимствованные в медицине, в которой студенты с первых дней приучаются к восприятию шокирующих ситуаций, связанных с тяжелыми страданиями и смертью, но одновременно им внушается, что профессия врача – самая гуманная, благородная и престижная. Такое сродство ЖКХ с медициной вовсе не является надуманным и позволяет считать, что сердцевина профессионально-этической основы ЖКХ и медицины одна и та же. Но если медицинская этика имеет многовековую историю, приведшую к двум главным этическим нормам: «Не навреди» и «Сохраняй врачебную тайну», то в ЖКХ ничего подобного пока нет, поскольку этика ЖКХ пока только ждет своего «Гиппократа».

Ключевые слова: профессионально-этические аспекты работы в ЖКХ, жизнеобеспечение

14–15 декабря 2017 г. при поддержке Жилищного комитета Санкт-Петербурга была проведена конференция на тему «Профессиональное образование в жилищной сфере. Подготовка профессиональных кадров для предприятий ЖКХ». При обсуждении широкого спектра проблем выявилась главная – отсутствие собственной внутриотраслевой системы подготовки кадров. По этой причине на руководящих должностях в сфере ЖКХ работает сегодня лишь 10% специалистов, имеющих высшее образование, да и те приходят из других отраслей.

Каждый пришедший извне специалист привносит свое отношение к работе, сформировавшееся на профессионально-этической основе той системы, в которой он и состоялся как специалист. Отсюда зачастую рождаются разные подходы к решению вопросов. При возникновении сложных ситуаций на управленческом уровне дела обстоят как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак»:

«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет».

А на уровне ведущих специалистов – как в басне «Щука и кот»:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Переподготовка и повышение квалификации в Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ, безусловно, важны. Но общеизвестно, что проще научить начинающего свой профессиональный путь в определенной отрасли, чем переучивать опытного специалиста из другой сферы деятельности, потому что даже при повышении квалификации его мыслительно-поведенческие стереотипы останутся незыблемыми. Поэтому отсутствие внутриотраслевой системы подготовки кадров, созданной на собственной профессионально-этической основе, делает все усилия по реформированию ЖКХ тщетными.

Добро – основа жизнеобеспечения

Из сказанного следует, что внутриотраслевую систему подготовки кадров необходимо создавать, но при этом нужно менять отношение общества к специалистам ЖКХ.

Исходить при этом следует хотя бы из того, что ЖКХ считается важнейшей отраслью жизнеобеспечения человека, и это ее роднит с медициной, которая в массовом сознании воспринимается как самая благородная профессия. Поэтому на вооружение следует взять и принципы, позаимствованные в медицине, в которой студенты с первых дней приучаются к восприятию шокирующих ситуаций, связанных с тяжелыми страданиями и смертью, но одновременно им внушается, что профессия врача – самая гуманная, благородная и престижная. Такое сродство ЖКХ с медициной вовсе не является надуманным и позволяет считать, что сердцевина профессионально-этической основы ЖКХ и медицины одна и та же.

Профессиональная этика отражает совокупность моральных норм и принципов, регулирующих поведение специалиста с учетом специфики его деятельности и поведения в конкретных ситуациях. Но если медицинская этика имеет многовековую историю, приведшую к двум главным этическим нормам: «Не навреди» и «Сохраняй врачебную тайну», то в ЖКХ ничего подобного пока нет, поскольку этика ЖКХ еще и не зародилась.

Однако надо ли ждать века? Не пора ли конкретизировать нормы и ценности применительно к своеобразию профессиональной деятельности в системе ЖКХ по такому же принципу, как в медицине? Ведь если в медицине главная ценность – это «Добро как сохранение жизни и здоровья», то и в ЖКХ это может быть «Добро как основа жизнеобеспечения человека». Получается, что сердцевиной профессионально-этической основы и медицины, и ЖКХ является Добро.

Трудности дефиниций

Поскольку на основе Добра между медициной и отраслью ЖКХ немало аналогий, эти аналогии следует учитывать в процессе превращения сферы ЖКХ в систему. Только в виде системы ЖКХ будет восприниматься как самостоятельная, а не вторичная отрасль по отношению к строительной. Если вдуматься, такое когнитивное искажение по отношению к ЖКХ заложено даже в самом названии профильного министерства. Поскольку оно именуется как Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, отрасль ЖКХ психологически воспринимается как второстепенная по отношению к строительной. Вряд ли это правильно, потому что если забота строителя заканчивается сдачей построенного объекта, то забота ЖКХ по обслуживанию объекта продолжается в течение всего срока его функционирования, и все претензии адресуются ЖКХ, а не строителям**.

Поэтому для начала жилищно-коммунальная отрасль должна быть отделена от строительной отрасли хотя бы на психологическом уровне и стать понятной потребителям услуг ЖКХ. А чтобы стать понятной, она должна иметь внятное определение. Для сравнения вновь обратимся к строительной сфере. Она действительно имеет вполне внятное определение: «Строительная отрасль – это создание (возведение) зданий, строений и сооружений, их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация». Для ЖКХ же наиболее приемлемым можно считать следующее определение:

«ЖКХ – сложная социально-экономическая отрасль, обеспечивающая жизнь населения и работу предприятий различных отраслей. В состав отрасли входят жилищное и гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство с водоснабжением, водоотведением и канализацией; бытовое обслуживание, включающее в себя банно-прачечное и ритуальное; внутригородской пассажирский транспорт общего пользования; энергетическое, дорожно-мостовое, информационное, зеленое хозяйство; санитарная очистка территории; уличное освещение; содержание и обслуживание систем инженерного оборудования в границах жилого массива».

Это громоздкое определение с перечислением всего и вся, да еще с учетом того, что ЖКХ многие услуги не производит, а является их перепродавцом или распорядителем, свидетельствует о сложности и запутанности взаимосвязей в сфере ЖКХ. Все это приводит к тому, что специалисты, пришедшие в ЖКХ из других отраслей, видят в нем не систему, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и управляемых элементов, а некий социально-экономический конгломерат, который хочется разрубить как «гордиев узел», чтобы вычленить зону своей ответственности.

Но разрубить – значит убить ЖКХ как отрасль. Следовательно, узел нужно терпеливо развязывать и превращать в систему. Сделать это смогут только ученые, понимающие специфику ЖКХ, во взаимодействии с практиками, сформировав на профессионально-этической основе внутриотраслевую научно-педагогическую школу для подготовки собственных кадров. При этом нужно понимать, что внутриотраслевые школы сами по себе не возникают и могут быть сформированы только в процессе изучения и систематизации предложений специалистов, видящих проблемы отрасли изнутри.

Организационное ядро собственной школы

Эта работа уже ведется силами Академии жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания и экологии (АЖКХ) во взаимодействии с Международной академией фундаментального образования (МАФО). Правовой основой взаимодействия является Соглашение о научно-организационном взаимодействии между АЖКХ и МАФО. При этом МАФО имеет соглашения с рядом государственных и негосударственных российских вузов, а АЖКХ взаимодействует с вузами в рамках Научно-образовательного консорциума «Жилищный комплекс России». Такая организационно-правовая конструкция позволила сформировать организационное ядро собственной научно-образовательной школы и осуществлять общественную аттестацию собственных научных кадров в соответствии с международными конвенциями в научно-образовательной сфере, к которым Россия присоединилась в начале 90-х годов прошлого века.

Известная пословица гласит, что теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Однако с советских времен привычно считать, что ученые должны работать только в научно-образовательной системе, а дипломированные специалисты только в практических отраслях. Это мешает ученым самим применять на практике свои теоретические выводы, и практикам осуществлять научное обобщение личного опыта***. На Западе давно созданы условия для получения ученых степеней без отрыва от практической работы. По такому же принципу осуществляется аттестация и в системе АЖКХ–МАФО. С учетом широкого профессионального спектра в сфере ЖКХ аттестация осуществляется не только в области делового администрирования, но и в таких областях как государственное управление, управление проектами, компьютерные науки, промышленные технологии, информационные технологии, профессиональное исследование, экологическая наука и техника, экологический дизайн, и т.д. Конкретная информация об этой работе размещена на сайте АЖКХ www.acgkh.ru, а организационно-правовые аспекты подробно описаны на сайте МАФО www.mafo-iame.ru.

Примечание редакции.

Впервые статья опубликована в профильном журнале «Коммунальный комплекс России» (2018. №2. С.30-31.).

* Отрицательный образ работника ЖКХ сформировали СМИ и кинофильмы («Афоня»), в которых нередко правильно подмечены отрицательные черты, но нельзя же их постоянно культивировать.

** В Республике Беларусь, например, существуют два министерства (архитектуры и строительства и ЖКХ, при этом директор Института ЖКХ НАН Б является членом коллегии Министерства ЖКХ!)

*** При выборочной проверке квалификации работников ЖКХ города выявлен такой факт, что профильное образование из 100 человек имел лишь один человек (диплом факультета ЖКХ Инженерно-экономического института им. Ф. Энгельса, ИНЖЕКОН реформирован в 2016 в Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. Профильные кафедры и факультеты существовали в ГАСУ, в РАНХГС и в Академии ЛИМТУ (факультет, затем кафедра УГХиС), но постепенно их ликвидировали из-за отсутствия кадров преподавателей и контингента обучающихся, а также нежелания руководителей учебных учреждений заниматься непрестижной отраслью. Что из вышеизложенного повод, а что причина решать читателю).

Направление: Психология и социология. Редактор: Магдиев Р. Р.