УДК 37.018.46
Т. А. Томина,
аудитор АЭА «Национальная экологическая аудиторская палата»
Одновременное действие двух образовательных программ в области обращения с отходами вызывает у хозяйствующих субъектов закономерные вопросы. Попробуем разобраться.
- Какие образовательные программы действуют?
С 1 сентября 2022 г. – новая Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I–IV классов опасности.
При этом продолжает действовать Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная еще в 2002 г. приказом Минприроды России № 8682
- В чем различие действующих программ?
В соответствии с п. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст. 15 Закона № 89-ФЗ4 лица, допущенные к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, для работы с отходами I–IV классов опасности. Ответственность за допуск к работе с такими отходами несет должностное лицо организации.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование осуществляются в соответствии с законодательством об образовании. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего (ч. 2 ст. 73 Закона № 273-ФЗ).
При этом указанный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. Согласно ст. 76 Закона № 273-ФЗ, дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. При этом к освоению указанных дополнительных профессиональных программ допускаются только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, действующие в настоящее время профессиональные программы подготовки и повышения квалификации в области обращения с отходами различаются в первую очередь по своей направленности и кругу обучающихся по ним лиц.
Так, Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами применима для организации и проведения профессионального обучения лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
При этом Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I–IV классов опасности применима для проведения дополнительного профессионального образования лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Кроме того, программы предполагают различный объем изучаемого материала, продолжительность обучения составляет 112 и 38 ч соответственно.
- Какова периодичность повышения квалификации?
Периодичность прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования действующими федеральными законами не установлена. Вместе с тем, согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В 2020 г. приказами Минтруда России были утверждены профессиональные стандарты: «Работник в области обращения с отходами», «Работник по логистике в сфере обращения с отходами потребления», «Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов».
Программы рас считаны на разные уровни обучающихся и разное количество часов. Согласно ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, если нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.
Указанными профессиональными стандартами специалистам в области обращения с отходами рекомендовано повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Обязательно ли выполнять требования стандартов?
Минприроды России в ответ на обращение по этому вопросу отметило следующее:
▸ требования профессиональных стандартов не зависят от формы собственности организации или статуса работодателя и являются обязательными для работодателя на основании ст. 57, 195.3 Трудового кодекса РФ;
▸ руководителям организаций, занимающихся деятельностью в области обращения отходов производства и потребления, следует привести документы организации в соответствие с профессиональными стандартами, чтобы избежать штрафных санкций по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
- Кто должен обучаться?
Круг лиц, обязанных проходить обучение по профессиональным программам подготовки и повышения квалификации в области обращения с отходами, следует из толкования ст. 1, п. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ. 1 раз в 3 года – минимальная необходимая периодичность повышения квалификации.
Обучение по профессиональным программам подготовки и повышения квалификации необходимо проходить работникам, непосредственно осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности. При этом отметим, что условие о выполнении работником трудовой функции (конкретного вида поручаемой работы), в том числе о совершении действий или технологических операций, связанных со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I–IV классов опасности, устанавливается трудовым договором и должностной инструкцией (при наличии).
Опыт проведения экологического аудита предприятий различных отраслей промышленности показывает распространенную практику широкого толкования п. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ и, соответственно, обучение широкого круга работников, в действительности не попадающих под требования этой статьи.
В целях предотвращения излишних затрат бизнеса на природоохранную деятельность, в том числе на обучение работников в области обращения с отходами, важно помнить, что обращение с отходами на многих предприятиях заключается исключительно в накоплении отходов. При этом накопление отходов – это складирование отходов на срок не более 11 мес. в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Деятельность по накоплению отходов не требует получения специального разрешения (лицензии).
В то же время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов – это лицензируемые виды деятельности, выполняемые специализированными организациями на основании лицензии (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).
Основная масса хозяйствующих субъектов не занимается указанными лицензированными видами деятельности. Следовательно, работникам таких организаций проходить обучение по дополнительным профессиональным программам образования не нужно.
Это подтверждает и письмо Минприроды России «О профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании работников»
- Кто может обучать?
- Согласно ст. 15 Закона № 89-ФЗ, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и с учетом установленных особенностей (ст. 91 Закона № 273-ФЗ). Лицензирование осуществляется по видам образования, его уровням, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Таким образом, деятельность образовательных организаций, организаций, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Следовательно, законность документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, должна быть подтверждена лицензией образовательной организации, действующей на момент обучения.
- Какова ответственность за отсутствие профессиональной подготовки?
Отсутствие у работников, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, документов о повышении квалификации должна быть подтверждена лицензией образовательной организации. Отсутствие образовательной квалификации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления») и влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, согласно п. 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) – индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I–IV классов опасности.
Подтверждается такое обучение документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I–IV классов опасности в соответствии с требованиями ст. 15 Закона № 89-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление действия лицензии на срок до 90 дней.
Выводы
Обучение по профессиональным программам подготовки и повышения квалификации в области обращения с отходами необходимо проходить работникам, непосредственно осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности. Для таких работников трудовым договором и (или) должностной инструкцией должно быть установлено требование о выполнении ими трудовой функции (конкретного вида поручаемой работы), включающей в том числе совершение действий и (или) технологических операций, связанных со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I–IV классов опасности. Согласно утвержденным профессиональным стандартам, в области обращения с отходами рекомендовано повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года. Документы, подтверждающие обучение в объеме 112 ч по Примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, сохраняют свою юридическую силу в течение рекомендованного срока. По истечении срока действия документов, выданных до 1 сентября 2022 г., повторное обучение, а также первичное обучение новых работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, следует проводить по Типовой дополнительной профессиональной программе.
Профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, проводится по Примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
Наличие лицензии образовательной организации – обязательное условие легитимности документов, подтверждающих повышение квалификации работников. Отсутствие у работников, непосредственно осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности, документов о квалификации, выданных по результатам профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, образу‑ ет состав административного правонарушения. С 1 сентября 2022 г. надзорные органы в целях оценки соблюдения требований ст. 15 Закона № 89-ФЗ4 вправе требовать представления документов о повышении квалификации работников в объеме 38 ч по Типовой программе.
Вместе с тем отсутствие таких документов при наличии действующих документов, подтверждающих обучение по Примерной программе, не образует соста ва административного правонарушения.
Своевременное и в полном объеме обучение лиц, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности, а также применение на практике полученных в ходе обучения знаний будут способствовать повышению уровня экологической безопасности хозяйственной деятельности и позволят избежать штрафных санкций.
Литература
- Приказ Минприроды России от 15.10.2021 № 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I–IV классов опасности».
- Приказ Минприроды России от 18.12.2002 №868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (вместе с Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами).
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 14.07.2022).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
- Приказ Минтруда России от 27.10.2020 №751н ‘‘Об утверждении профессионального стандарта «Работник в области обращения с отходами».
- Приказ Минтруда России от 27.10.2020 №749н «Об утверждении профессионального стандарта ‘‘Работник по логистике в сфере обращения с отходами потребления».
- Приказ Минтруда России от 27.10.2020 №750н «Об утверждении профессионального стандарта ‘‘Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов’’».
- Письмо Минприроды России от 18.01.2021 №25-50/321-ОГ «О рассмотрении обращении с отходами»
Оригинал статьи опубликован в Томина Т.А. Профессиональная подготовка и повышение квалификации в области обращения с отходами // Экология производства» 2022. №12.
Статья рекомендована заведующим кафедрой социальной экологией МАФО, профессором В.В. Бушихиным.
Направление – биология и экология.