ОГРАНИЧЕНИЕ РОСТА ТАРИФОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ГОРОДАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

П. В. Немкин, Управляющая компания «Жизнеобеспечение», Санкт-Петербург, Россия

 

Одной из основных инфраструктурных отраслей экономики городов и регионов нашей страны является коммунальная энергетика. При этом основные проблемы современной Российской коммунальной энергетики, о чем ни раз говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин, — высокая энергоемкость основного оборудования, серьёзное технологическое отставание от ведущих мировых стран, износ генерирующих и транспортирующих мощностей, недостаток инвестиций. В настоящий момент остро назрела необходимость модернизации коммунальной отрасли, технического перевооружения на основе новейших технологий.  Причем потенциал у нашей страны в данном направлении очень большой. Существующие российские разработки в сфере коммунальной инфраструктуры городов ничем не уступают западным, просто необходимо принимать рациональные решения, а также проводить надлежащую эксплуатацию энергетического оборудования в дальнейшем.

Одним из важнейших звеньев реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является повышение эффективности систем энергоснабжения, экономической основой которого должно стать снижение тарифов на коммунальные услуги. Принятие Федерального закона от 23 ноября 2009г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также  Приказа Министерства Регионального развития от 02.09.2010 г. №394 «Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов» существенно упростило задачу повышения энергоэффективности жилого фонда и коммунальной инфраструктуры городов, но в тоже время потребовало от региональных властей практических мер по ее реализации. Отмечаем, что в сложившихся условиях Правительством Санкт-Петербурга проводятся все возможные мероприятия по повышению энергоэффективности жилищного фонда и инженерной инфраструктуры города. При этом утверждена региональная программа, содержащая целевые показатели вплоть до 2020 г., оценивающие реализацию проводимых энергоэффективных мероприятий. Это значительно упрощает оценку проводимых энергоэффективных мероприятий и создает условия для привлечения инвестиций в данную сферу.

При этом имеющиеся проблемы в данной сфере напрямую влияют на рост себестоимости коммунальных тарифов, в том числе и тарифов энергетических компаний. Поэтому для ограничения их роста необходим комплексный подход, содержащий первоочередные мероприятия и затрагивающих всю систему снабжения энергетическими ресурсами жителей городов и регионов нашей страны, начиная от производства и транспортировки по инженерным сетям и заканчивая их потреблением в жилых домах.

В дополнение к уже существующим нормативно-правовым актам и проводимым мероприятиям необходимо формирование комплексного алгоритма, направленного на ограничение роста тарифов на энергетические ресурсы, а также на повышение системы жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры городов. В идеале, алгоритм должен состоять из основных четырех этапов.

Предлагаемый алгоритм представлен на рис.1.

На первом этапе необходимо определить основные задачи алгоритма.

Это прежде всего:

  • Ограничение роста тарифов на энергетические ресурсы, с целью снижения потребности в их потреблении в жилых домах;
  • Привлечение значительных инвестиционных средств, как государственных, так и частных;
  • Повышение качества предоставления коммунальных услуг в городах. Необходимо чтобы жители домов могли сами участвовать в процессе их энергетической модернизации и, конечно, в процессе приемки работ;
  • Реализация энергоэффективных мероприятий, как у энергетических компаний, так и у жителей домов, с целью создание новой (инновационной) системы управления коммунальными услугами со стороны спроса.

Реализация мероприятий второго этапа по повышению энергоэффективности жилого фонда и коммунальной инфраструктуры городов носят больше практический характер. От того, как будут реализованы мероприятия и с каким качеством, напрямую будет зависеть уровень энергетических тарифов.

Необходимо отметить, что в современных российских условиях наиболее эффективной способ привлечения инвестиций и последующей модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры городов является проектный метод, при котором энергетическая модернизация всей системы анализируется в формате проекта с использованием стандартных методов проектного менеджмента. Тем более, практическая реализация проектного управления в коммунальной энергетике городов требует высокого профессионализма от управленческих кадров в условиях современной России.

Повышение квалификации кадров, если потребуется – переподготовка специалистов, в данной сфере является первоочередным практическим мероприятием. Причем потенциал в Санкт-Петербурге в этом направлении достаточно велик и Правительство города ежегодно стимулирует, как жилищные предприятия, так и образовательные учреждения различными грантами, предоставляющими финансовую поддержку.  Это позволяет многим предприятиям и учреждениям идти в ногу со временем, а также довольно часто, предлагать новые пути решения по повышению энергоэффективности коммунальной сферы города.

Зачастую, модернизация коммунальной инфраструктуры городов требует значительных капитальных вложений. Тем более сроки окупаемости таких проектов достаточно долгосрочны. Частные инвесторы с большой неохотой вкладывают финансовые средства. Поэтому привлечение инвестиций из разных источников, для реализации потенциального энергетического проекта в коммунальной энергетике наиболее эффективный способ в существующих условиях. Данное мероприятие позволит создать общероссийского фонд частичного финансирования энергоэффективных и энергосберегающих проектов и технологий.

Современное законодательство, а именно Федеральный закон о теплоснабжении от 27.07.2010 г. №190-ФЗ предусматривает долгосрочные параметры государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Применение долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, прежде всего, ограничит их рост и создаст новые стимулы прихода частных (зарубежных) компаний в эту сферу. Создание условий экономической целесообразности прихода частных (зарубежных) инвесторов в сферу коммунальной инфраструктуры городов является долгосрочным и стратегическим направлением развития жилищно-коммунального комплекса.

Проведение технологических мероприятий, как уже отмечалось ранее, должно проводиться в комплексе. Модернизации производственных фондов коммунальных предприятий, реконструкция тепловых сетей, повсеместное внедрение системы учета коммунальных ресурсов у потребителей, повышение энергоэффективности в жилых домах создаст значительные предпосылки снижения конечных платежей за коммунальные услуги у жителей нашей страны. При этом создание региональных специализированных энергосервисных компаний (ЭСКО) при модернизации жилищного фонда будет способствовать развитию конкуренции в данной сфере и притоку частного капитала. Жители смогут сами участвовать в этом процессе, как с точки зрения управления, так и с точки зрения окупаемости проектов энергоэффективности.

На основе всех возможных практических мероприятий по повышению энергоэффективности жилых домов и коммунальной инфраструктуры городов России необходимо создание банка современных технических средств и новых технологий, эффективных способов управления, используя положительный зарубежный и современный Российский опыт.

Анализ практических мероприятий необходим. Он даст оценку уровня проведенных мероприятий и позволит выявить преимущества и недостатки.

Заключение. Предлагаемый алгоритм позволит ограничить рост тарифов на энергетические ресурсы, повысить энергоэффективность жилых зданий, создаст условия для привлечения долгосрочных инвестиций в коммунальную инфраструктуру городов, а также повысить уровень менеджмента в сфере предоставления коммунальных услуг.

Список литературы

1.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов № 307-ФЗ от 03.11.2015г.;

2.Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

3.Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (ред. от 04.09.2015) «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»);

4.Рецензии и отзывы на книгу Споры по оплате ЖКХ. Разъяснения Верховного Суда РФ, Издательство: Проспект, 2017 г., серия: Законы и Кодексы;

5.Мезенцева А. С. 50 идей энергосбережения. Как сэкономить на коммунальных платежах? – Москва: изд- Эксмо-Пресс, 2016. 64 с.

6.Жилищно-коммунальные услуги: за что мы платим? / Захарова Н. А., Пузакова Б. К., Рожканова О. В. – Ростов-на-Доку: изд-во: Феникс, 2013. 98с.

7.http://www.zhkh.su/literatura/.