УДК. 37.09
Колледжи как первая и необходимая ступень
профессионального образования
О.В. Долгов1,2, д.т.н., проф.
Е.В.Шалобаев1-3д.т.н., проф.
1 International Academy of Fundamental Education (IAFE, Russia, St. Petersburg)
2 Академия жизнеобеспечения населения (АЖН, Россия, Санкт-Петербург)
3 Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (Россия, Университет ИТМО,)
4 Институт повышения квалификации государственных и муниципальных служащих (Россия Москва)
Работа посвящена обоснованию вопроса об усилении внимания к кадровому резерву ЖКХ, опираясь на возрастающую популярность у молодежи быстрейшего стремления войти в самостоятельную жизнь, для чего выбирают наиболее короткий путь – получение профессионального образования в колледжах, как необходимой ступени на этом пути.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), колледжи, ступени образования.
Введение
Профессиональное образование имеет целью приобретение обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Основным признаком уровня квалификации работника является соответствие его требованиям профессионального стандарта по соответствующей квалификации.
В Российской Федерации (далее – РФ) среднее профессиональное образование (далее – СПО) занимает всё большую нишу и становится сопоставимо с высшим образованием: в 2019 г. в образовательных организациях высшего образования обучалось около 4 млн. студентов, в колледжах и техникумах – 3,6 млн. (после пандемии число учащихся СПО достигло достигло показатели ВПО). Более того, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция перераспределения выпускников школы, с постепенным повышением доли тех, кто выбирает программы СПО. В 2019 г. впервые с начала века эта доля превысила половину.
В РФ традиционное отсутствие у системы СПО (в отличие от систем общего и высшего образования) собственной научно-методической базы привело к тому, что на фоне множества прогнозов о будущем общеобразовательной школы и организаций высшего образования, появившихся в последние годы, будущее СПО остаётся в тени. В этой ситуации вопрос о перспективах СПО становится ещё более актуальным. Видится необходимым построение научно обоснованного прогноза развития систем СПО РФ на долгосрочную перспективу.
Одним из объяснений указанного изменения приоритетов молодого поколения стало изменение требований при трудоустройстве. Так для многих современных работодателей при приеме на работу перестало иметь исключительное значение наличие не только диплома о высшем, но даже о среднем образовании. В век информационных технологий стало главным показать во время испытательного срока на конкретном деле свои знания, умения и навыки. Отсюда снизился престиж диплома о высшем образовании, а следовательно и мотивация для его получения. И этот фактор тоже необходимо учитывать.
Ступени профессионального образования
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников никого квалифицированного уровня, в основном рабочих и служащих, по направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего квалификационного уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования .Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум и колледж.
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов высокого квалификационного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:
— основное общее образование;
— среднее (полное) общее образование;
— начальное профессиональное образование;
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование;
— послевузовское профессиональное образование.
Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном, корпоративном или частном образовательном учреждении последующего уровня образования.
Преимущества поступления в колледж
Несмотря на объективные недостатки, которые сегодня присутствуют в системе средне-профессионального образования в целом, обучение в колледже раскрывает более широкие возможности для тех, кто в дальнейшем планирует продолжить учебу в ВУЗах.
Попробуем оценить некоторые преимущества, субъективно:
- Учеба в колледже развивает самостоятельность. В 14 лет сложно определится с выбором профессии, но и после 11 класса немногие выпускники до конца уверены в правильности своего решения. Зато в колледже об оценках уже переживает учащийся, а не учитель, что стимулирует рост ответственности.
- Обязательный элемент обучения в колледже – практические профессиональные занятия, которые и дают четкое представление о профессии. Есть время для раздумья и смены профессионального курса.
- Полная смена обстановки и окружения – жизнь «с чистого листа». В колледже можно доказать, что ты – взрослый, а не ребенок. В старших классах школы сделать это достаточно проблематично, потому что учитель, который видел все этапы взросления ученика, как и родители, считает его ребенком не только до выпускного бала, но и после.
Теперь подсчитаем объективные «плюсы»:
- После окончания колледжа легче определится в желании или нежелании получить высшее образование в ближайшей перспективе или отложить решение этого вопроса на более длительную перспективу.
- Получение диплома в колледже– это специальность, позволяющая зарабатывать, и при желании, одновременно, продолжить учебу в ВУЗе. Налицо явная экономия сил, нервов и времени – намного хуже потратить время на учебу в ВУЗе после 11 класса, а потом понять, что профессиональный выбор был ошибочным. К тому же, как показывает опыт, студенты, обучающиеся в институтах после колледжа более ответственны и финансово независимы, чем первокурсники после 11 класса.
- Обучение в колледже доступнее как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения приемной кампании.
- Если колледж создан на базе института, он является первой (и, нужно отметить, очень удобной) ступенью на пути к получению высшего образования – с минимальным баллом для поступления в ВУЗ и более коротким периодом обучения.
- Высшее образование, как правило, не гарантирует трудоустройства. После окончания колледжа найти работу по специальности гораздо проще.
- Программа в колледже – максимально адаптирована для продолжения обучения в ВУЗе. После колледжа студенту легче усвоить специфику обучения в высшем учебном заведении.
Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить следующее: не вызывает сомнения тот факт, что роль колледжей в системе образования возрастает. Но, к сожалению, заслуга государства в этом минимальна. Несмотря на попытки популяризации средне-профессионального образования, реальных действий, направленных на привлечение абитуриентов в техникумы и колледжи, со стороны чиновников сделано очень мало.
Краткий обзор профессионального образования в РФ
Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. В 85 субъектах России совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» реализуется проект регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников СПО к выходу на рынок труда. Кроме того, совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства проведен пилотный эксперимент с участием 10 регионов РФ по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов страны, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В результате сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей для МСП. Изменен подход к формированию контрольных цифр приема в части учета потребностей в подготовке кадров для предприятий.
Для достижения поставленных целей сформирована новая структура управления на федеральном уровне – Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Основной акцент сделан на развитии содержания и повышении качества СПО.
В конце 2020 года Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года, которая или подобная ей до сих пор не принята. Таким образом отношение к развитию СПО со стороны государства до сих пор окончательно не определено. Многие руководители высокого государственного уровня считают, что целью развития СПО является: «Обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием». Такой подход определяет чисто управленческие задачи для СПО.
Давайте посмотрим на существующее положение дел в СПО.
В крупных мегаполисах доля школьников, которые заканчивают 11 классов достаточно высока. Например, в Москве и Петербурге менее 30% столичных школьников покидает школу после 9 класса. В тоже время в отдаленных регионах выпускников с неполным средним образованием существенно больше. Больше половины учеников уходят из школы после 9-го.
Вот такая статистика в целом по стране. Исключения составляют только Санкт-Петербург, Москва, Тюмень, Якутия, как регионы с высоким уровнем жизни, и Карелия с Калмыкией, как исключение.
В российских регионах выпускники школ стремятся быстрее получить диплом специалиста.
Выбор школьников России в пользу СПО не уникален. В той же Финляндии, которая славится на весь мир своей системой образования и уровнем подготовки школьников, те массово уходят после 9-го класса. Но там такое решение связано не столько с экономической обоснованностью, сколько с удовлетворением довольствования малым.
В последние два года в нашей стране наблюдается внезапно возросший интерес выпускников 9 классов к продолжению обучения в колледжах. По данным проведенных исследований Центром экономики непрерывного образования, после девятого класса в школах остаются не многим более 50% учащихся. Около 11% вчерашних девятиклассников осваивают рабочие профессии, остальные продолжают обучение в колледжах и техникумах.
Стремление подростков к независимости – общемировая тенденция, которую исследователи считают одной из причин интереса старших школьников к получению дальнейшего образования в колледже. Правда, желание поскорее обрести независимость от родителей, у западных школьников обусловлено несколько иными субъективными причинами, чем у россиян, связанными с ментальностью и разницей социального устройства общества.
Кроме того, данные приведенные выше, указывают не только на личные психологические причины. Отчетливо просматривается географическая или административная привязка цифр, за которыми скрываются конкретные факты. Например, повышенный интерес к обучению в колледже чукотских школьников, по сравнению со столичными старшеклассниками, легко объясняется наличием или отсутствием подходящих условий для обучения, а также особенностями быта малочисленных народов Севера.
Отказываются от дальнейшей учебы в школе дети Чечни, Дагестана, Адыгеи, других Кавказских регионов и Причерноморья. Во многом это связано с достаточным наличием рабочих мест, не требующих специальной и высшей квалификации. В этих регионах отмечается недостаточное количество колледжей, а также низкий уровень развития системы СПО. С последним фактором также связан высокий уровень миграции: нет необходимости учиться до 11 класса, если придется уезжать для получения дальнейшего образования в соседние, более развитые регионы, где школьники смогут выбрать программы по интересу, а не из того, что предлагают дома.
На принятие решения об окончании школы после 9 класса большое влияние также оказывают сторонние факторы, обусловленные региональными особенностями.
Как видно из вышеизложенного, что, основываясь на одной цели государственного уровня трудно создать систему, которая поможет в развитии государства.
Анализ сущности СПО приводит к выводу, о том, что в РФ должны быть поставлены следующие цели для развития СПО:
- Обеспечение возможности получения профессии для всех выпускников 9-ых классов.
- Проведение сознательной профориентации в процессе прохождения СПО.
- Психологическая адаптация к «взрослой» жизни подростков.
- Уравнивание стартовых возможностей независимо от уровня благосостояния семьи
- Выявление во время прохождения СПО перспективных трудовых ресурсов для последующего получения высшего профессионального образования.
- Обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием.
Для достижения этих целей необходимо:
- Закончить работу по созданию профессиональных стандартов.
- Привести в соответствие ФГОСы к профессиональным стандартам.
- Создание современной научно-методической базы для всей системы СПО.
- Сокращение сроков обучения по программам СПО (в настоящее время средний срок получения специальности СПО – 3 года 10 месяцев после 9-го класса).
- Обеспечить присвоение специальности через дипломы СПО, а уровень квалификации через систему «Независимой системы квалификаций»
- Ввести на законодательном уровне не только обязательное общее среднее образование, но и обязательное СПО. (все выпускники 9-го класса поступают в учреждения СПО).
- Дифференциация мер поддержки и программ развития колледжей в зависимости от их типа и целей:
- от колледжей высоких технологий до колледжей, которые осуществляют подготовку кадров для малого и среднего бизнеса
- от колледжей в мегаполисах до колледжей в малых городах и селах.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости учета реалий сегодняшнего дня, чтобы вести работу по профориентации молодежи, чтобы обеспечить такую отрасль как ЖКХ квалифицированными кадрами. В первую очередь необходимо делать упор на внедрение в ЖКХ информационных технологий, в частности технологий информационного моделирования. Для внедрения указанных технолоогий требуются навыки общения и интерес, имеющиеся у современной учащейся молодежи, IT-технологиям. Другие аспекты этой проблемы подробнее представлены в работах авторов [1-4].
Список литературы
1.Долгов О.В., Шалобаев Е.В К вопросу об актулизации технологий и методов обучений // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний. Сборник трудов V Национальной научно-методической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 1 – 4 июня 2022 г.: СПбГУ-СПбГЭУ. 2022.
2.Супранюк С.П. Стратегия кадрового обеспечения ЖКХ / С.П. Супранюк [и др.] // Коммунальный комплекс России. — 2019. — № 1. — С. 32-35.
3.Долгов О.В. Анализ существующей кадровой политики в ЖКХ и направления ее развития // Коммунальный комплекс России. 2019, № 4. С.11-20.
4.Долгов О.В., Шалобаев Е.В. Направления системы развития образования в жилищно-коммунальном хозяйстве // Материалы 1-й Международной конференции «Научно-технический прогресс в жилищно-коммунальном хозяйстве. В 3-х чч. Ч.1. 3-4 октября 2019 г. Минск: изд-во БГТУ С.75-83.
Статья рекомендована редакцией журнала
Оригинал статьи опубликован:
Долгов О.В., Шалобаев Е.В. Колледжи как первая и необходимая ступень профессионального образования // Материалы 4-й Международной конференции «Научно-технический прогресс в жилищно-коммунальном хозяйстве. 3-4 октября 2022 г. Минск: изд-во БГТУ С.64-71.