Жилищное хозяйство и кадровый кризис

О. В. Долгов1, Е. В. Шалобаев2

1 Академия Жилищно-коммунального хозяйства, Санкт-Петербург,

Российская Федерация,

2 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

 

Доклад посвящен кадровому кризису в жилищном хозяйстве России, и в частности Санкт-Петербурга. Анализ в работе связан с поисками путей выхода из современного кризисного положения. В частности, повышение уровня профессионализма и квалификации работников требуют широкое внедрение «профессиональных стандартов». Кроме того, переход к «цифровой» экономике также требует повышение качества знаний и умений специалистов в области жилищной сферы, учитывая градацию их должностной ответственности.

Возникновение и внедрение термина «профессиональный стандарт» было связано с необходимостью повышения уровня профессионализма и квалификации работников при выполнении определенного вида деятельности. Термин был употреблён впервые в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996- 2000 годов, а именно в Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. №222. Но, несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профессиональных стандартов в свои программы, никакие значимые действия для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет не были предприняты.

Первые профессиональные стандарты сформировались только в 2007-2008 гг. Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в их разработке.

В 2008 году был разработан Проект Национальной рамки квалификаций РФ, основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Министерство образования и науки (до 13 августа 2018 г.), Федеральный институт развития образования, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальное агентство развития квалификаций. Кроме того, была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников.

Национальная системы профессиональных квалификаций представляет собой не только набор законодательных и нормативно – методических документов, принятых на федеральном и региональном уровне, но и «живой организм», который развивается и будет развиваться на принципах государственно – частного партнерства, где:

  • государство выполняет регулятивную функцию нормотворчества и контроля;
  • работодатели и их объединения функцию организации исполнения соответствующих нормативных правовых документов в целях повышения уровня качества трудовых ресурсов в той или иной области профессиональной деятельности.

В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором были определены сроки разработки профессиональных стандартов и определены высокотехнологичные отрасли, в которых они будут применяться, переходный период был определен по продолжительности около двух лет.

Новая волна внимания к разработкам профессиональных стандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Именно во исполнения данного Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы. Федеральными законами от 03.12.2012 № 236- ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и «О техническом регулировании» введено понятие «профессиональный стандарт». Легализовав данное понятие, законодатель определил его как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Внедрение профессиональных стандартов упорядочило назначения на ту или иную должность: соискатель, претендующий на должность, например, начальника отдела, должен будет отвечать вполне определенным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту. Эта система позволила нивелировать проблему непрофессионализма, имевшего место в самых разных сферах деятельности.

Под квалификацией работника в трудовом законодательстве подразумевается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов» выделил девять уровней квалификации. Данные уровни применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретного вида профессиональной деятельности.

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям и уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Градация основана на применении таких характеристик, как полномочия и ответственность, характер умений, уровень знаний и основные пути достижения соответствующего уровня квалификации. С каждым следующим уровнем требования повышаются.

Порядок применения профессиональных стандартов, установленный с 01 июля 2016 года (статья 195.3 Трудового кодекса РФ («Порядок применения профессиональных стандартов»), определен I следующим образом. Если трудовым законодательством Российской Федерации приняты требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В указанном нормативном акте прослеживается четкое указание, в каких случаях работодатели обязаны применять квалификационные требования к работникам. Важно отметить, что Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и . хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» №584, установило особенности применения проф. стандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, для них установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профессиональные стандарты на основании заранее утвержденного плана.

В настоящее время обозначилась четкая тенденция к постепенному переходу от добровольности применения профессиональных стандартов к увеличению обязательности их применения.

Что касается отрасли ЖКХ, то, безусловно, повышение качества оказания услуг в этой сфере требует совершенствования профессионализма самого персонала, следовательно, профессиональные стандарты в системе ЖКХ необходимы.

Также нужно понимать, что, скорее всего, уже с 2020 года специалисты сферы ЖКХ будут работать по профессиональные стандартам и проходить аттестацию в Центрах оценки квалификаций (ЦОК).

ЦОКи к такой работе готовы, и система дополнительного образования готова к переподготовке и повышению квалификации специалистов ЖКХ, то готовы ли сами работники и ведущие предприятия отрасли?

Совет по профессиональным квалификациям ЖКХ работает 4 года, разработано 52 профессиональные стандарта, описано более 120 профессиональных квалификаций, подготовлены более 260 экспертов, но практические результаты измеряются единицами. Только несколько десятков работников ЖКХ прошли оценку в ЦОК. А ведь только в Санкт- Петербурге в отрасли занято более 40 тысяч сотрудников более 100 самых разных профессий.

Так как за качество предоставляемых услуг отвечает работодатель, именно он должен быть в первую очередь заинтересован в повышении квалификации своих работников.

Но поскольку это новая система и для работодателей, и для работников, процесс её внедрения пробуксовывает.

Молодых специалистов учат, что их жизнь, их потенциал и их возможности — это самое дорогое, что у них есть; приоритетная цель в жизни добиться эффективной реализации собственного потенциала. Самым ценным финансовым активом является способность зарабатывать деньги. Однако, к сожалению, для некоторых специалистов она становится не растущим активом, а падающим. О некоторых людях можно сказать, что они каждый год теряют свою ценность, а их способность зарабатывать неуклонно падает, потому что они не занимаются постоянным совершенствованием своих знаний и умений. Эти люди не осознают, что те навыки, которыми они обладают сегодня, очень быстро устаревают. Им на смену приходят новые знания, и если их не приобретать, то это сделает кто-то другой, и тогда становится сложнее выдерживать конкуренцию.

Рынок труда нынешнего дня диктует такие условия, что ранее полученные фундаментальные образовательные навыки не являются достаточными, работодатель требует подтверждения новых навыков и знаний, подкрепленных соответствующей аттестацией. Причина данного явления достаточно прозрачна: развитие автоматизации и роботизации производства и сферы услуг. Этот процесс набирает оборот, ускоряется, требуя постоянного обновления и актуализации профессиональных навыков будущих сотрудников

Помимо этого, профессии и положения о профессиональном образовании регулярно модернизируются и адаптируются к технологическим достижениям, обусловленным дигитализацией (переходом на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств). В подтверждение тому Международная организация труда при ООН, и заявила, что за последнее столетие утратили свою актуальность более 600 профессий.

Сегодня в сфере жилищно-коммунального хозяйства работает почти 2,4 млн. человек, а общий годовой оборот отрасли превышает 3,5 трлн. рублей. Два с половиной миллиона людей в отрасли – это огромная цифра! При этом, как правило, показатель большого количества людей в отрасли — признак устаревших технологий и низкой производительности труда. Надо отметить, что отрасль ЖКХ имеет и ярко выраженный социальный аспект. Учитывая то, что жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейший сектор экономики занимается вопросами жизнеобеспечения граждан, вопросами управления, содержания и обслуживания жилищного фонда, объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, а также учитывая объем основных фондов, которые составляют почти четверть экономического потенциала страны, нельзя не подчеркнуть значимость его кадрового потенциала.

Действительно, если руководствоваться информацией из различных источников, в том числе и статистических, то ЖКХ, как система, представлена более чем 50 тысячами предприятий функционирующих на территориях муниципальных образований и насчитывающих в своем составе около 2,4 миллионов работающих, занимающих по штатным расписаниям порядка 290 специальностей и должностей. Все эти люди работают в условиях перехода нашей страны от одного (5-го), к другому (6-му) технологическому укладу, а по определению президента Всемирного экономического форума в Давосе – Клауса Шваба, в условиях четвертой промышленной революции.

Специалисты жилищно-коммунального хозяйства занимаются обеспечением и поддержанием комфортного существования человека, созданием благоприятных и безопасных условий для его жизнедеятельности путем предоставления широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, качество которых в последние годы имеет тенденцию к ухудшению. Это связано со многими факторами, происходящими как в отрасли, так и в стране в целом, однако наиболее значимым на наш взгляд является уровень и качество профессиональной подготовки специалистов, занятых в этой сфере народного хозяйства.

В связи с этим как на общенациональном, так и на региональном уровне сфера ЖКХ является острым политическим вопросом. Чуть ли не каждый кандидат на ту или иную должность в органах власти считает необходимым пообещать наладить ЖКХ. При этом, разумеется, такие кандидаты опираются на потребности электората. Подавляющее число политиков в своих предвыборных кампаниях не ставит целью что-либо разъяснить своим избирателям, а считает необходимым заявить, что избиратели, безусловно, правы, и после избрания на ту или иную должность эти самые политики обязательно будут эти якобы абсолютно правомерные заявления и жалобы брать в работу и решать проблемы. Разумеется, в таком случае политически неграмотные потребители лишь получают подтверждение правильности своей безграмотной позиции.

К таким же политическим проблемам можно отнести очень слабые «санкции» к потребителям ЖКУ, которые нарушают законодательство (в частности – не оплачивают потреблённые услуги), поскольку каждый потребитель – это избиратель. В итоге потребитель получает поддержку политических властей, что только усугубляет и без того непростую ситуацию в сфере ЖКХ.

Есть еще одна острейшая проблема — проблема престижа профессии, престижа работника ЖКХ. Отношение к отрасли ЖКХ у населения характеризуется как негативное, считается, что в основном там работают воры и процветает коррупция. Для того чтобы, хотя бы отчасти, разрушить этот стереотип, необходимо в качестве отдельного самостоятельного направления отраслевой образовательной системы принять программу подготовки резерва специалистов сферы городского хозяйства.

За последние несколько лет в сфере жилищного законодательства приняты сотни правовых актов только федерального уровня, а сколько региональных и муниципальных вообще не известно. Далеко не каждый специалист знает даже реквизиты всех этих документов, не говоря уж об их содержании. Разумеется, подавляющая часть потребителей ЖКУ не знают жилищное законодательство и подавно.

В условиях реформирования отрасли ЖКХ обеспечить высокие стандарты качества жилищно-коммунальных услуг без зрелых и грамотных специалистов практически невозможно. При этом дефицит профессионалов различных рабочих специальностей, нехватка высококвалифицированного управляющего персонала, способного принимать компетентные инженерные и управленческие решения, является одной из самых острых и болезненных проблем в этой сфере.

Кроме того, присутствует проблема тотального дефицита кадров в ЖКХ. По словам директора департамента ЖКХ Минстроя РФ Елены Солнцевой, в России лишь 5% управляющих многоквартирными домами компаний имеют полностью укомплектованный штат сотрудников.

Опыт работы Академии ЖКХ показывает, что только 10% специалистов, прошедшие переподготовку через ее Центр оценки квалификации (ЦОК) в области жилищной сферы, имели базовое (строительное) образование. Их выручал лишь большой опыт практической работы 10-15 и более лет.

В целом по стране дефицит профессионально подготовленных руководителей и специалистов, способных к автономному принятию решений в сфере ЖКК, стал превышать 50%.

Выходом из кадрового тупика может стать формирование профильных высших учебных заведений, объединяющих в своей структуре начальное, среднее и высшее профессиональное образование на базе дуальной формы обучения, что обусловит повышение качества образовательных услуг при подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Список литературы

  1. Долгов О. В. Анализ существующей кадровой политики в ЖКХ и направления ее развития на ближайшую перспективу // Коммунальный комплекс России. 2019. №4. С.11-20.